Больше 600 участников собрал военно-исторический фестиваль «Контрнаступление»
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
12 декабря ровно в два часа дня в районе деревни Лызлово раздались залпы орудий, пулеметные очереди и звуки оружейных выстрелов. Немецкие части начали активное наступление... Под свинцовым небом стройные ряды захватчиков двигались четко и уверенно, но ровно до того момента, как на пути встала Красная армия. Бой завязался жестокий, кровопролитный, как большинство битв морозного декабря 1941-го, когда шли сражения за Москву. Реконструкторы III фестиваля «Контрнаступление» воссоздали не только атмосферу - детально восстановили подробности битвы за деревни Лызлово, Неверово и Колюбакино. Очевидцем вместе с более чем 5000 зрителей стал корреспондент «Подмосковье сегодня».
Спецназ из прошлого и немного артиллерии
- Смотрите внимательнее. Сейчас наши пойдут в наступление. Вот с левого фланга идут сводные отряды морских стрелков и бойцов НКВД. Их специально объединяли – такая хитрость командования, ведь они были лучшими разведчиками и диверсантами. Получался эдакий спецназ, который бросали в самые страшные бои. Вот немцам командование дало приказ занять оборону. Сейчас и артиллерия подоспеет, и тогда уже все. В этих местах в 1941-м насмерть стояла 336-я сибирская стрелковая дивизия. «Горячее место», поэтому сюда приехать для каждого из нас особенная честь, - поясняет участник военно-исторического клуба из Тулы Андрей Смольнов.
В этом году на поле боя вышли реконструкторы из военно-исторических клубов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Тулы, Мурманска и Нижнего Новгорода, Воронежа и Северодвинска, Украины и Беларуси.
Беседу прерывают залпы орудий, которые на конной тяге подкатили к месту действа. Небо над полем битвы и зрителями заволакивает такой густой серый дым, что трудно разглядеть близстоящего. А на руках и лице оседает нечто вроде мелкого пепла. Начинаешь понимать, почему в фильмах про войну бойцы часто выходят с поля абсолютно черные...
Подвиг – не слово
Когда дым от артиллерийских залпов рассеялся, зрители увидели, как наши перешли в уверенное наступление, и уже через 10 минут исход битвы был решен окончательно. Крикам «ура» с поля вторили не менее громкие «Победа!», «Смерть фашистам!» «Ай, молодца!» из зрительского сектора. Некоторые особенно воодушевленные граждане запели «День Победы».
Пока участники завершившегося боя подкреплялись гречневой кашей, причем кормили как победителей, так и поверженных врагов, зрители общались с реконструкторами и знакомились с устройством оружия.
Алексей Старцев, участник московского военно-исторического клуба «16-й погранотряд», облаченный в белый маскировочный костюм, валенки и шапку-ушанку с красной звездой, держа наперевес винтовку, рассказал о своей роли в битве.
- Я пограничник из войск НКВД, снайпер. Моя задача была «снимать» особенно рьяных врагов. Вот мое оружие - винтовка Мосина образца 1891 года. Дальность боя - около 600 метров, для тех времен вполне приличная. У немцев, конечно, была оптика чуть лучше, но им это не помогло. – Ошибаются те, кто считает это игрой. Это школа для нашего подрастающего поколения. Здесь они воочию видят условия, в которых приходилось воевать нашим дедам, оружие, что они ели, как были одеты. Они начинают понимать, насколько это было тяжело. Понимать, что подвиг – не слово, это трудное, страшное, смертельное дело.