Козловский не впечатлил: смотрим «Легенду №17» вместе со звездами суперсерии СССР – Канада

Спорт и отдых

Начало легендарной хоккейной серии СССР – Канада было положено 2 сентября 1972 года. Разгром заокеанского соперника стал в свое время сенсацией, а спустя годы – сюжетом для фильма «Легенда №17». В честь годовщины ледового сражения корреспондент «Подмосковье сегодня» Дмитрий Тарасов обсудил ленту вместе с участниками суперсерии – олимпийскими чемпионами Александром Гусевым, Александром Пашковым и Юрием Ляпкиным.

ЭЙ, ГУСЬ!

Защитник Александр Гусев смотрел «Легенду» один раз и, по его уверению, этого хватит на всю оставшуюся жизнь. Во время работы над картиной ему дали почитать сценарий и попросили внести свои предложения. Хоккеист нещадно раскритиковал киношников, а те, вероятно в отместку, изменили фамилию героя на Гуськов (по сюжету – это лучший друг и коллега Харламова по прозвищу Гусь) и с реальным Гусевым общение свернули.

И зря. Александр Владимирович мог бы рассказать много занятного. Например, что канадцы, готовясь к суперсерии, учились русскому мату у центрального нападающего, словака по национальности, Стена Микиты.

– Подбираю шайбу у борта, навстречу канадец летит с бешеными глазами и вдруг как заорет: «Х..!» Я от неожиданности обалдел на долю секунды, и этого было достаточно, чтобы потерять контроль над шайбой. Потом, конечно, к этим «штучкам» привык, – улыбается Александр Гусев.

ОЙ, НЕ НАДО О МЕНЬШИКОВЕ

Вратарь Александр Пашков во время матчей с канадцами был одним из троих запасных Владислава Третьяка, наряду с Виктором Зингером и Александром Сидельниковым. Про «Легенду № 17» он тяжело вздыхает: «А что тут говорить? Я как только увидел этих ребят из съемочной группы, мне сразу стало понятно, что на выходе получится. Пародия. Эрзац. Безобразие».

Александр Константинович еле-еле заставил себя досмотреть до конца картину. Удивляется, возмущается, не понимает, зачем надо было приукрашивать, перевирать биографию Харламова и сюжет первого победного матча. Мол, исторические события подобного масштаба следует показывать честно, а суперсерия-72 получилась настолько интересной, что и сочинять-то ничего не нужно.

– Как сыграл Козловский? Никак! Так любой сыграет, – говорит хоккеист. – Меньшиков? Ой, не надо о нем.

На резонное замечание, что известные хоккеисты, Фетисов например, считают, что «Легенда №17» поднимает волну патриотизма, Пашков заявляет:

– Да какой там патриотизм?! Ура-ура?! Сейчас мы этих канадцев-людоедов шапками закидаем! Нет, знаете, считаю, что деньги на эту «Легенду» просто зря выброшены. Скоро состоится премьера фильма о другом легендарном спортсмене – футбольном вратаре Льве Яшине. Не дай бог и про Льва Ивановича сняли так же, как про Харламова.

ОТ «ЛЕГЕНДЫ» АЖ ПИВО ПРЕКРАЩАЮТ ЛАКАТЬ

А вот Юрию Ляпкину «Легенда» понравилась. Он ее смотрел целых три раза.

– Не понимаю тех, кто критикует фильм. Он же ху-до-жест-вен-ный! – говорит Ляпкин. – Не надо сравнений один в один. Молодежь в кинозале, когда смотрит «Легенду», и пиво прекращает лакать, и попкорном хрустеть. Захватывает ребят сюжет, ощущают они гордость за страну. Да, в фильме Харламов далеко не такой, каким был в реальности. Да, тренер Тарасов во многом не похож на самого себя. Ну и что? Кино, оно и есть кино. Я заставил себя при просмотре отрешиться от того, что сам играл в той великой суперсерии.

Ляпкин признается, что память гораздо чаще возвращает его не в первый матч с канадцами, а в последний. Сборная СССР пропустила гол за 34 секунды до финальной сирены, проиграла матч со счетом 5:6, а вместе с ним и суперсерию. Именно Ляпкин находился на льду в роковой момент, когда забрасывал шайбу будущий пастор Пол Хендерсон.

– Валера Васильев потерял шайбу, я «потерял» Хендерсона, в результате получили глупейший гол, – говорит спортсмен. – Это заноза в сердце на всю жизнь.

Поделиться