Кто придумал знаменитую «инвалидку»
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье неделя]
Немало машин, выпущенных советским автопромом, сегодня стали легендами. Заиметь себе «Волгу-21», а тем более «Чайку» было почетно тогда, а для некоторых они и сегодня лучше мерседеса. В Серпухове разрабатывали автомобиль, который в свое время был не менее знаменит. Кто придумал транспорт для ветеранов войны и чем он отличался от остальных автомобилей, наш корреспондент узнал у потомков разработчика.
Чудо в народ
Публичное явление жителям Серпухова на первом в истории города параде ретро-автомобилей в 2012 году розового кабриолета советской еще конструкции наделало немало шума. Непонятную маленькую машинку тут же облепила публика. Большинство зрителей крутили головой, искали хозяина, чтобы узнать, что же это за чудо техники. И только пожилые посетители мероприятия да поклонники советского автопрома с уважением качали головами. Они-то знали, что перед ними одна из самых легендарных машин своего времени – СМЗ-С3А, мотоколяска. Она же инвалидка. Она же – моргуновка. Машина, благодаря которой Серпухов был известен на территории всего Союза. Их выпускали с 1958 по 1970 год.
Владелец Александр Стрельников скромно стоял рядом. История мотоколяски связана с историей его семьи. Отец автомобилиста – Андрей Кузьмич Стрельников – разрабатывал конструкцию этой чудо-техники.
Выручай-транспорт
Андрей Кузьмич переехал вместе с семьей в Серпухов в 1953 году. Боевой офицер, майор, дошел до немецкого города Хемниц и даже, по словам родных, был назначен там комендантом. В Серпухове Стрельников получил должность главного конструктора на Серпуховском мотоциклетном заводе и несколько человек в подчинение. Постепенно коллектив пополнили молодые инженеры и техники.
– Когда мотоколяску только разрабатывали, отец пропадал на производстве день и ночь, – рассказал сын разработчика. – Дома он стал появляться нормально только тогда, когда пошел массовый выпуск. Я там, кстати, тоже недолго проработал – в группе шасси. А пока мотоколяску только проектировали, папа вечно был на производстве. Там все время было необходимо настраивать оборудование – станки, прессы. Ну и снабжение опять же. Фары, например, изготавливал цех в Гусь-Хрустальном. Двигатель поставлял Ижевский мотоциклетный завод. Вентиляторами для охлаждения мы обвешивали его сами.
Сегодня, когда современные машины разве что только кофе своим хозяевам не варят, мотоколяска кажется донельзя примитивной. В ней даже не было печки. Это при условии, что машина – кабриолет, и крыша у нее тонкая. Мест – всего два. Спереди – крошечный багажник, в котором обычно возили запаску и набор инструментов. При желании туда же можно было уложить сумку с продуктами. По сути, это была модифицированная и усовершенствованная инвалидная коляска с мотором. О том, чтобы в нее можно было загрузить кучу вещей, никто не заботился – не было задачи. Но народ нашел выход: к крыше приваривали дополнительную раму, ставили багажник – и ездили.
– Вариантов моторных колясок было очень много, – рассказывает Стрельников-младший. – Автомобильчики делались персонально под водителя. Человек приезжал на завод, и под него с учетом инвалидности разрабатывалось управление. Для одноруких мотоколяска вместо руля оснащалась рычагом для удобства управления. Когда по государственной программе выдавать стали уже запорожцы, а не мотоколяски, многие от них отказывались. Хоть это была уже полноценная машина, она была солидней, удобней, люди все равно выбирали привычную им мотоколяску. К тому же обслуживать ее было дешевле и проще.
Праздник жизни
Завести для собственного пользования мотоколяску С3А Стрельниковы смогли не сразу. Сперва в семье появилась ее прародительница – трехколесная С1Л. Водить ее можно было с мотоциклетными правами. Машина просуществовала в семье довольно долго. Однажды Стрельников-младший решил махнуть на ней в гости к родне в Калининград. И даже почти доехал. Поломка произошла только на польской границе. Пришлось оставить на сохранение у местного фермера и возвращаться, но уже вместе с отцом, который к тому моменту приобрел для семьи Volkswagen Beetle. Мотоколяску потом забирали на ремонт.
Андрей Кузьмич ушел из жизни в 1975 году. Ни той трехколесной мотоколяски, ни легендарного «Жука» у Стрельниковых не сохранилось. Зато в их гаражах прописались не менее знаменитая «Победа», редкий «Москвич-400», четырехколесная мотоколяска С3А и ее менее колоритный потомок С3Д. Выезжают на улицы Серпухова они очень редко. Но в параде на День города, если позволяет погода, участвуют обязательно.
– На это мероприятие я принципиально выставляю именно мотоколяски, – поясняет Стрельников. – Это же история города, в некотором роде символ. Но многие даже не знают о том, что в Серпухове производили такие машины.
Словно в подтверждение его слов напротив гаража затормозила довольно дорогая иномарка. Водитель долго присматривался к стрельниковской «моргуновке», поцокал языком, уточнил, что это такое, и, выдав сакральное «ну надо же, никогда не видел», отбыл по своим делам.
– Когда женился мой младший сын, он ездил в ЗАГС со своей невестой именно в этой машине, – с улыбкой вспоминает Александр Стрельников. – Мы украсили ее лентами, шариками. А не так давно к нам обратился сотрудник полиции. Он собирался жениться. Мы с ним договорились, и в итоге на нашей розовой мотоколяске ехала в ЗАГС невеста, а на синей – жених. Расписались – и дальше уже пересели на современную машину. Но было красиво.