Мария Толкачева: мечтаю о любви, троих детях и хаски
Фото: [Маша Толкачева/vk.com]
Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Мария Толкачева в беседе с «Подмосковье сегодня» рассказала о том, как начался ее путь в большой спорт, как волновалась перед первой встречей с Ириной Винер, почему лучшая подруга Анастасия Татарева хотела поделиться золотыми медалями. Она работает по десять часов в день, обожает Ремарка, не зацикливается на талисманах и приметах, ждет предложений от ТВ, мечтает о счастливой семье и большом доме.
– Маша, вы были послушным ребенком?
– Скорее да, чем нет.
– В художественную гимнастику вы изначально пришли не за медалями, а по желанию родителей, которые хотели видеть вас здоровенькой и с красивой осанкой, верно?
– Конечно, родители отдали меня в гимнастику для здоровья. Она меня сразу заинтересовала, заниматься каким-либо другим видом спорта мысли не возникало. Если вдруг простужалась, все равно рвалась из дома на тренировки.
– Вы родились в Орехово-Зуево. Там и начали путь в большой спорт?
– Да. В четыре года пришла к тренерам Валентине Крыловой и Марии Клоповой. Они меня вывели на определенный уровень, с ними я выиграла первые турниры. Затем наша семья переехала в Жуковский. Родителям стало удобнее добираться в Москву на работу, брату – в институт. А я продолжила занятия гимнастикой в спортшколе «Метеор» у заслуженного тренера России Татьяны Головиной, Зитты Буковой, Елены Илюхиной. Я всех учителей помню, всем благодарна.
– Еще один вопрос про Орехово-Зуево. Вы, конечно, знаете, что до вас там взошла звезда олимпийской медалистки Анны Павловой. Знакомы с ней?
– Не знакома. Отделение спортивной гимнастики находилось в другом зале. Но я все знаю про Аню, горжусь, что мы с ней дошли до Олимпийских игр из одного города.
– Вы сами ожидали, что все так быстро и удачно будет складываться в спорте?
– Я всегда занималась с удовольствием, с желанием, не думала ни о каких медалях. Просто полюбила гимнастику и старалась выполнять все, что говорил тренер.
– Если занимали не первое место, а, скажем, третье, сильно расстраивались?
– Вообще-то на верхней ступеньке пьедестала стоять приятней всего. (Улыбается.) Если первой стать не удавалось, то огорчалась, но не психовала. Снова шла в зал и работала.
– Из Жуковского в 14 лет вы решили перебраться в Дмитров, в спортшколу олимпийского резерва к тренеру Анне Дьяченко. Вы понимали, что это уже профессиональный спорт?
– Мы с мамой послушались тренера Татьяну Головину, которая была уверена, что в Дмитрове я смогу добиться большего, что получу шанс попасть в сборную России. И я поехала на просмотр к Анне Дьяченко. Она приняла меня в свою группу, за год подготовила для чемпионата России по мастерам. Выступила хорошо, и тут же пришел вызов в Новогорск к Ирине Винер. В 14–15 лет я уже понимала, что гимнастика – это не только занятия для здоровья. Спорт поглотил меня. Тренировки, тренировки, тренировки… Два занятия в день по 4–6 часов…
– Первый разговор с Ириной Винер помните? Когда после просмотровой тренировки шли за «приговором», коленки-то, наверное, тряслись?
– Конечно, переживала. Еще по пути в Новогорск. Думала, оставят меня на базе сборной России или нет. На просмотр приехали 15 девочек. Мы показывали кусочки из упражнений. После этого Ирина Александровна подозвала, посмотрела в глаза и сказала: «Хорошая девочка. Некоторые элементы нужно подтягивать… Оставайся работать». И отправила меня во второй состав сборной России. Я была счастлива и подумала, что не зря столько работала. Иногда меня спрашивают, велика ли в моей карьере доля везения. Возможно, везение и присутствует, но малая толика. Ежедневно работать в зале с 8 утра до 8 вечера сложно назвать везением.
– Но ведь какой характер должен быть, чтобы так пахать!
– Не все выдерживают. Травмы начинаются, врачи, больницы, психологически можно сломаться. Старт за стартом, смена состава, борьба за место в команде… Характер нужен. Такой, как у моей подруги Насти Татаревой. Она в прошлом году пережила сложный период. Операция, лечение, возвращение в сборную. Я старалась чаще бывать с ней. Мы ходили в кино, караоке, в кафе поесть мороженое. После победы на чемпионате мира – 2017 Настя мне говорит: «Маш, спасибо за поддержку. Эти медали я бы разрезала пополам и отдала тебе». Я ей ответила: «Ой, да не надо, у меня свои медали есть».
– Вам хотелось бы выступать в индивидуальном первенстве или нравится «играть» исключительно в команде?
– Я командный игрок. Всегда больше нравилось выступать в коллективе, чем в личном соревновании. В команде интересно и ответственно. Здесь сердца бьются в унисон. Острее понимаешь цену дружбы. Но и цену ошибки тоже…
– Когда в олимпийском Рио шли к пьедесталу за золотой медалью, о чем успели подумать, что вспомнить?
– Это были невероятные эмоции! Ни на каких других соревнованиях ничего подобного не испытываешь. Хотелось плакать от счастья. Но слезы отступили, когда до сознания дошло, что ты защитил честь страны, не подвел ни тренеров, ни родителей. Промелькнули перед глазами трудные тренировки перед Рио. «Все позади, – промелькнуло в голове. – Потрудились мы с девчонками не зря».
– В этом году на чемпионате мира в двух дисциплинах сборная России уступила первые места. Крепко досталось от Винер?
– Мы, конечно, были расстроены. Ирина Александровна выдала порцию критики, но в то же время сказала, что ладно, нужно делиться медалями, но только не в олимпийской дисциплине. Мы выиграли многоборье, получили путевку на Игры в Токио-2020, поэтому задача считается выполненной.
– Где проводили отпуск после чемпионата мира?
– С родителями ездила в Санкт-Петербург. Была там раньше, но видела город только из окон гостиницы и автобуса. А сейчас нагулялась и была в восторге! Обязательно вырвусь туда еще. То же самое и с Парижем. Четыре года назад удалось там немножко погулять, хотели с девчонками на Эйфелеву башню подняться, но там очередь длинная, не смогли. В Барселону еще хочется, там ни разу не была... После Питера со сборной России провела восстановительный сбор на итальянских источниках в Бормио.
– Вы сладкоежка? Наверное, в отпуске отдыхали и от диеты?
– Было, было…
– Много килограммов лишних поднабрали?
– А вот это секрет!
– Победы шампанским отмечаете?
– Могу позволить бокал игристого полусладкого вина.
– У молодежи сейчас в моде кальян…
– О, нет, нет! Даже не предлагайте! (Смеется.)
– Коллекционируете что-нибудь? Магнитики из-за границы привозите?
– Какой-то узкой направленности нет. Если понравился сувенир, покупаю.
– Некоторые спортсменки, знаю, с собой любимую детскую игрушку возят в качестве талисмана, под подушку кладут.
– Я в этом плане исключение. На талисманах и приметах не зацикливаюсь. Хотя у сборной России есть правило: перед выходом на ковер встаем в круг и говорим друг другу определенные слова. Не спрашивайте, какие. Это наша тайна.
– Какая книга лежит сейчас в вашей сумочке?
– «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Давно собиралась прочесть. Любимый же писатель – Ремарк.
– Кстати, вы про караоке упомянули. Помнится, Настя Татарева, обожающая, как вы поете, грозилась вас отправить на проект «Голос»...
– Еще нет. (Смеется.) А музыка в самом деле нравится. Напеваю разные мелодии в зависимости от настроения и погоды – на отдыхе, в дороге.
– Удивительно, почему вас, молодую и красивую, не видно в телевизионных шоу-программах!
– Да сама удивляюсь. (Улыбается.) Не зовут почему-то. А хотелось бы попробовать и танцы, и коньки. Правда, времени сейчас мало, вот, надеюсь, закончу карьеру и тогда дождусь, наконец, предложения с ТВ.
– Завидная вы невеста. А как себе представляете семейную жизнь?
– Каждый человек мечтает о счастливой семье. Чтобы обязательно была взаимная любовь. Хочу двоих детей, мальчика и девочку. Нет, лучше троих. Еще чтобы был большой дом и собака породы хаски.
ДОСЬЕ
Мария Толкачева родилась 8 августа 1997 года. Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике. Олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро-2016 в групповом многоборье, шестикратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы. Награждена орденом Дружбы. В сборной России представляет Центр олимпийских видов спорта Московской области. Живет в Дмитрове.