Станислав Сухина: «Проверить судей на допинг? Хорошая идея»
Фото: [Виктор Савич / ТАСС]
В чемпионате Российской футбольной премьер-лиги завершился первый круг. За это время в российском судейском корпусе произошли изменения – Валентина Иванова сменил Андрей Будогосский. Последние несколько лет заместителем главы департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) являлся известный арбитр Станислав Сухина. В интервью «Подмосковье сегодня» представляющий Малаховку Сухина рассказал о нынешнем состоянии дел в российском судейском корпусе, ответственности арбитров и допинг-контроле, который, возможно, будет введен для судей в будущем.
- В 2012 году вы завершили карьеру. После этого ФИФА отменила возрастной ценз для судей. Не было сожаления, что рано закончили?
- Сожаления у меня не было. По тем цензам, которые были на тот период, я мог еще судить два года. Уходил не по этой причине, но сделал это своевременно. Конечно, с годами все накапливается - не только физическая усталость, но и психологическая.
- Тяжело арбитру в возрасте за 40 лет сохранять физическую форму?
- Конечно, тяжело. Арбитры сдают не тест Купера, а хуже. Купера бегают люди, которые всю жизнь держат себя в форме и не очень-то выпивают, в качестве зарядки по утрам. Сейчас есть «бип-тест» для арбитров плюс так называемый тест «Йо-Йо» - вот к ним нужно специально готовиться.
- Многие из нынешних арбитров не справляются с тестом?
- Если бы они не сдавали, то не были бы допущены к соревнованиям. Поэтому, сдают все. Давно прошли те «лохматые» года, когда кто-то только приходил сдавать зачет, а другой уже мылся в душе со словами «я уже пробежал, сейчас буду принимать нормативы. Все сдают, кому-то легче, а кому-то – тяжелее, но сдавать обязаны.
- В какой-то момент российских судей стали критиковать за лишний вес и явно выраженный пивной «животик». Обязательно ли арбитр должен быть атлетом?
- На сегодняшний день есть такое требование – быть спортивным. Лишний вес – не поголовная проблема, есть два-три человека, у кого это периодически возникает, у кого-то уже в силу возраста. Но это не критически. Хотя, когда пятнадцать человек достаточно поджарые, а один мужчина – с небольшим пузцом, это бросается в глаза. Хотя и они сдают ведь эти тесты! В матчах бегают! И я по работе в департаменте знаю, что у нас арбитры меньше 11 километров за матч не пробегали.
- В России с наступлением холодов вновь заговорили о смене календаря чемпионата. Судьи на погоду не жаловались?
- А судьи как футболисты! Понятно, что приятнее проводить матчи в хорошую погоду и на зеленом газоне. Но мы знаем, где живем, у нас северная страна. Есть простой момент – если жалуешься и у тебя проблемы, то заканчивай. На моей памяти не было человека, который бы сказал: «Там холодно, я не поеду». У нас все – фанаты своего дела.
- В одном из недавних туров РФПЛ «Крылья Советов» играли с «Томью» в Самаре как раз при весьма холодной погоде. Арбитр вышел на матч в футболке с коротким рукавом и шортах. Удивляетесь такой стойкости?
- В общем-то, нет. Я в свое время тоже старался не одеваться особенно. Понятное дело, что в магазин ты в шортах не пойдешь. А перед игрой у тебя адреналин.
- Застали те времена, когда судья в холодную погоду мог и в перед матчем «разогреться», да и перерыве игры?
- К счастью, не застал. Слышал рассказы ветеранов. Сейчас все профессионалы, до матчей проводят тренировки. Нынешняя работа требует серьезного подхода и подготовки.
- На каком месте сейчас наши арбитры в мире по своему уровню?
- В десятку входим однозначно. Здесь еще кроме качества судейства немаловажно и качество футбола. Вот если бы у нас было команд восемь-десять уровня немецкой Бундеслиги или чемпионата Италии, то у судей была бы очень хорошая практика обслуживания таких матчей. Но, по поводу нашего места в десятке я не сомневаюсь. Наш представитель (Сергей Карасев. – Прим. Подмосковье) ездил на чемпионат Европы. В первом матче он уверенно работал, хотя не судил финал и полуфиналы. Там была такая система, что новички вернулись бы домой в любом случае, как бы они не отсудили. А руководитель судейства в Европе Пьер-Луиджи Коллина в общем-то отметил хороший уровень работы.
- Сборная России по футболу автоматически попадает на чемпионат мира 2018 года. Как насчет российских судей?
- Как таковой специальной квоты у нас нет. Хотя, конечно, есть желание, чтобы там было наше максимальное представительство. Ведь и судьи хотят выходить в основном составе, а не быть на замене. Теперь осталось доказать это все работой.
- С тех пор как завершили карьеру, много ли видели судей, которые бы откровенно «чудили»?
- Смысл в этих словах может быть разным. Но были решения, которые удивляли. Особенно, когда смотришь матчи от второго дивизиона до первого. Для меня ошибка, которая очевидна, это прям серпом! И когда ты на семинаре объясняешь все, подсказываешь, люди кивают, а через некоторое время так ошибаются – это напрягает.
- В ваше время судей больше критиковали, чем сейчас?
- До тех пор, пока человек выходит на футбольное поле, а не машина – все это будет обсуждаться. Сейчас возросла цена ошибки, время меняется. Так называемые, скандальные ошибки имеют место быть. Но сейчас журналисты про одного пишут – скандал, а про другого - ошибка. По этому, кстати, можно проследить, кто у нас из арбитров – любимчик, а кто – нелюбимчик. К сожалению, скандалы иногда встречаются, но как правило это происходит в матчах статусных команд. Но все арбитры должны быть к этому готовы.
- В 90-е годы работа футбольным арбитром считалась рискованной для жизни. Сейчас она остается такой же?
- Это разные времена. Сегодня она рискованная только тогда, когда ты ошибаешься. Но либо ты принимаешь правила игры, либо ты не судишь или судишь любителей. Хотя, с любителями более рискованно, конечно. Там КДК не бывает, там все решают на месте (смеется).
- Нужны ли нам в руководстве судьями иностранцы?
- Иностранный специалист не нужен, у нас есть свои. Не думаю, что это тот случай, когда иностранец приедет и спасет наше судейство. Мы должны справиться сами.
- Когда руководители приглашали иностранных судей обслуживать матчи чемпионата России, чувствовали ужас?
- Смотрел с обидой. Значит, нам не доверяли. Хотя, потом задним числом писали: «лучше бы наши». Иностранец приезжал, получал наш законный гонорар и уезжал, но все познавалось через какое-то время. Иностранные судьи – это для нас не вариант.
- Бывает ли в практике, чтобы из клуба звонили судье и говорили: «Ты не так нас судил»?
- Бывает, что представитель или руководитель клуба может позвонить и побеседовать. Он может поинтересоваться решением, почему здесь так, а там – иначе? Но это идет разговор руководителя клуба с руководителем судейского корпуса. Никогда не слышал, чтобы футболист звонил судье и спрашивал: «Ну, что же ты, Вася, опять?» А так, происходит нормальное общение. Судьи - это же не отдельная организация, которая из космоса спустилась. Общение должно быть.
- Возможно ли применение допинга судьями?
- Я не из комиссии, которая ищет допинг. Судей пока еще не проверяют, но идея хорошая. Есть же случаи, когда спортсмены принимают запрещенные препараты. С какой-то стороны, судья – такой же спортсмен. Будет интересно, когда судей начнут проверять. А милдронат по своему уровню воздействия равен аскорбиновой кислоте, я прокапывал его раньше перед играми. Если сейчас это допинг, то я уж точно виноват (улыбается).
- Свои матчи пересматриваете?
- Никогда этого не делал. Это ведь как слушать свой голос – настоящий ужас (улыбается). Да и смотреть на себя со стороны по телевизору – это безобразие. Нужно либо иметь крепкий характер или настолько себя любить! Конечно, какие-то моменты и ошибки были, их никуда не выкинешь. Но таких моментов, по моему мнению, было немного. А сейчас я сам уже оцениваю, мне проще (улыбается).
- Много видели «странных» матчей в последнее время?
- Бывает в игре, которая вызывает некоторые сомнения, что-то еще происходит, например, футболист ошибается. С учетом нашего менталитета и того, что мы друг другу не доверяем, то это сразу у нас становится подозрительным. Но ведь доказать это невозможно, поэтому это – не тема.