«Визитная карточка» Наро-Фоминска далека от идеального оформления
Фото: [Ежедневные новости. Подмосковье © Елена Яковлева]
Построенный 10 лет назад железнодорожный вокзал Нары остается одним из самых современных в Подмосковье. Однако привокзальная территория вызывает весьма противоречивые чувства – она совершенно не соответствует внешнему облику вокзала, навевая ощущения разрухи и абсолютного пренебрежения со стороны местных властей.
Поезда из Москвы прибывают в Наро-Фоминск ко второй, островной, платформе. От нее же и отправляются обратно. На платформе имеется капитальный навес со скамейками для пассажиров, ручная пригородная касса, газетный киоск. А вот электронных табло – нет. Впрочем, и турникеты здесь появились только летом нынешнего года. Да и те на момент нашего посещения в двадцатых числах сентября еще не работали. Хотя многие законопослушные пассажиры, не зная о том, безуспешно совали свои билеты в считывающие устройства. Сведущие граждане их просвещали, что железные контролеры начнут действовать с октября, а пока можно проходить по старинке.
До сих пор станция Нара оставалась едва ли не последней «зоной доверия» на МЖД, но теперь пришел и ее черед. Странно, что он не наступил раньше. Ведь станционная инфраструктура Нары такова, что нововведение вряд ли потребовало больших затрат. По крайней мере какие-то особые павильоны для турникетов не понадобились, по сути, их установили в уже существующих «предбанниках» подземного перехода.
______________________________________________________________________________________
Ни ступенек, ни света
______________________________________________________________________________________
Нара входит в довольно немногочисленный «клуб» железнодорожных станций Подмосковья, располагающих такой роскошью, как подземный переход. В этом смысле нарофоминцам повезло больше, чем жителям других городов области, которым приходится покорять высотные пешеходные мосты. Кроме того, подземный переход Нары неглубокий, а потому ступенек в нем мало.
Правда, сам тоннель довольно узкий и малоосвещенный, чем напоминает аналогичное сооружение в Чехове. Но, в отличие от чеховского собрата, имеет выходы на обе стороны от железной дороги и, по крайней мере визуально, находится в лучшем состоянии. Да и турникеты в Наре расположены не на выходе из тоннеля в город, а на входе на платформу. А это позволяет надеяться, что толчеи в часы пик, когда они заработают, удастся избежать. Хочется также надеяться, что и бредущих по путям граждан, которых можно наблюдать едва ли не на всех «отурникеченных» подмосковных станциях и платформах, в Наре тоже не будет. Однако поживем – увидим.
______________________________________________________________________________________
Два в одном
______________________________________________________________________________________
Железнодорожный вокзал в Наро-Фоминске – двухэтажный, модерновой формы, из стекла и пластика. Выходя из тоннеля, на его стене можно видеть радующую глаз надпись «туалет» со стрелкой, но об этом мы поговорим, как всегда, отдельно. А вот другая надпись, уже на стеклянной двери, – «Зал ожидания ТЦ «Нара» закрыт с 24.00 до 04.00» – несколько озадачивает. Так, может, это и не вокзал вообще? А если не вокзал, то зачем тогда зал ожидания?
Меж тем зал ожидания на первом этаже здания все-таки наличествует. Подтверждением чему несколько рядов металлических сидений, некоторые из которых сломаны, а также ручные пригородные кассы и расписание электропоездов. Есть также касса по продаже билетов на поезда дальнего следования и авиакасса. Тут же – кофейные автоматы и банкоматы.
Все остальное пространство первого и второго этажей занято разного рода торговыми предприятиями: от кафе до обувных магазинов. Кого-то из прибывших в Наро-Фоминск впервые такое положение вещей, возможно, удивит. Но достаточно взглянуть на здание со стороны привокзальной площади, и все недоразумения разрешатся. Да, аршинные буквы на его крыше извещают, что перед вами Торговый центр «Нара». Зато второй ряд букв, пониже, над входом, не оставляет сомнений, что здесь же располагается и станция Нара. Короче, два в одном.
______________________________________________________________________________________
Привокзальная какофония
______________________________________________________________________________________
Если считать привокзальную площадь «визитной карточкой» населенного пункта, то она в Наро-Фоминске мало чем отличается от других подмосковных городов. В глаза бросается то же, что и везде: торговые ряды и маршрутки. Отличие может быть только в масштабах и количестве мусора. А по данному показателю привокзальная площадь Наро-Фоминска как минимум в первой десятке. Даже отвечающий, по его словам, за местную парковку Валера вздыхает:
– Что за народ! Так и норовят мимо урны мусор бросить!
Но, думается, проблема тут не только в народе. Потому что урн не так уж много, и все они переполнены: хочешь не хочешь, а попадешь мимо. Особенно удручающе выглядит площадка, на которой базируются междугородные автобусы и территория вокруг остановки. Кстати, автовокзала в Наро-Фоминске нет, есть только автокасса.
Торгующая возле железнодорожного вокзала саженцами хризантем пенсионерка Раиса Даниловна в вопросе чистоты с Валерой в целом солидарна. А о том, как привокзальная территория выглядела раньше, ничего особенного рассказать не может. Разве что вспоминает, что в старом, деревянном, здании вокзала был буфет. Зато ее соседка с корзиной грибов добавляет:
– Да порядка у нас на станции, честно сказать, никогда и не было. Наоборот, в последнее время лучше стало. По крайней мере с этой стороны железной дороги. Правда, с другой – все бурьяном заросло, а урн – еще меньше.
Иные проблемы волнуют включившегося в беседу прохожего, представившегося Николаем:
– Я тут рядом живу, в «Китайской стене». Так у нас называют дом № 5 на улице Полубоярова. Поэтому для меня страшнее мусора вокзальный шум. И дело даже не в гудках электричек и объявлениях по станции, к этому мы привыкли. Но привыкнуть к какофонии, которую создают привокзальные заведения, невозможно. То в Торговом центре «Нара» радио с утра пораньше врубят, то в каком-то из кафе – ресторанов – караоке на всю ночь. Бродячие собаки тоже не отстают – присоединяются своим воем к общему «хору». А ты – попробуй уснуть, если сумеешь.
При этом чувствуется, что все собеседники искренне любят свой город. Особенно гордятся его историей. Что и неудивительно: Наро-Фоминск – город воинской славы, сыгравший важную роль в битве за Москву. В городе и его окрестностях много воинских памятников и монументов. Вот и на пересечении прилегающих к вокзальной площади улиц имени Героев Советского Союза Полубоярова и Курзенкова высится памятная стела в их честь. Так, может, стоит установить на вокзальном здании еще и третий ряд букв: «Наро-Фоминск – город воинской славы»? Ведь такую визитную карточку, в отличие от торговых рядов и маршруток, гостям предъявит не каждый город Подмосковья.
______________________________________________________________________________________
Сервис на любой вкус
______________________________________________________________________________________
А теперь наша традиционная рубрика «где перекусить». Спешим успокоить: на станции Нара голод вам не грозит. Здесь очень много заведений общепита. Как уличных, в которых можно перекусить на ходу, так и располагающих к более менее приятному времяпрепровождению. Приличное кафе есть непосредственно в здании вокзала – торгового центра. А чтобы его не путали с залом ожидания, на двери вывешено объявление: «Вход со своей едой и напитками запрещен».
Точки общепита, по размеру и внешнему виду напоминающие строительные вагончики, выстроились также за автомобильной парковкой. Сейчас они, правда, по большей части скрыты за ограждением, а вокзальные завсегдатаи говорят, что скоро этому непритязательному сервису и вовсе придет конец.
______________________________________________________________________________________
Триумф цивилизации
______________________________________________________________________________________
Приятно сообщить, что по части удобств на станции Нара – все в порядке. По крайней мере в сравнении со многими остановочными пунктами МЖД, где мы уже побывали. И уже одно это обстоятельство с лихвой перекрывает все прочие минусы. К услугам пассажиров и не только нормальный стационарный туалет в здании вокзала – торгового центра. Не бесплатный, конечно, – посещение обойдется в 20 рублей – но вполне цивильный. С горячей водой в кране и сушилкой для рук. Разве что туалетной бумаги в кабинках нет, ее рулончики традиционно «украшают» окошко собирающей плату служительницы заведения.
Но и это еще не все. Пластиковые туалетные кабинки имеются также и на привокзальной площади, у автобусных касс. А найти их помогают целых два специально установленных на площади указателя! И опять же только за это можно со многим смириться. А чему-то даже и умилиться. Например, стоящему рядом стулу со стаканом и объявлением: «Просьба оставлять деньги в стакане» (плата – 20 рублей). Или большому зеркалу, прислоненному к одной из кабинок снаружи. Чем не трогательная забота о посетителях?
______________________________________________________________________________________
Как распутать транспортный клубок
______________________________________________________________________________________
Подводя итоги визита на станцию Нара, хочется отметить, что они не однозначны. По каким-то пунктам Нара даст фору другим. По каким-то – уступает. В целом же проблемы здесь типичные для пригородных остановочных пунктов. Из тех, что относятся к компетенции РЖД, в первую очередь надо указать на ненадлежащее состояние прилегающей к железной дороге полосы отвода. Несмотря на многочисленные штрафы Госадмтехнадзора, она заросла высокой травой.
Что касается состояния привокзальной площади, то самое время передать слово по этому вопросу местной власти.
______________________________________________________________________________________
Шкала комфорта
______________________________________________________________________________________
И, как всегда, оценки инфраструктуры станции Нара и привокзальной территории по пятибалльной системе.
Зона прибытия и отправления:
Пешеходный переход – 4
Платформы – 3
Турникеты – 5
Кассы – 5
Расписание – 5
Электронные табло – отсутствуют
Доступная среда – 3
Кассы – 5
Вокзал
Внешний вид – 5
Вход – 5
Зал ожидания
Освещенность – 5
Кафе – 5
Туалет – 5
Привокзальная площадь
Территория – 3
Общественное питание – 4
Туалет (с учетом дополнительного балла за указатели) – 4
Транспортная доступность – 5