Подмосковью завяжут транспортные узлы
Фото: [РИА Новости]
За развитие в сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Московской области возьмется Центральная пригородная пассажирская компания. Соглашение на реализацию проекта стоимостью 30-60 миллиардов рублей подписало с ЦППК правительство Московской области. Об этом пишет сегодня газета «Коммерсантъ». Эксперты отмечают: начинание сулит серьезные прибыли.
Центральная ППК займется архитектурной концепцией и технико-экономическим обоснованием транспортно-пересадочных узлов, а подмосковные власти возьмут на себя решение земельных вопросов и работу с инвесторами.
«Мы будем рассчитывать, где необходимо обустраивать ТПУ, в какой конфигурации, с каким наполнением», — пояснил гендиректор компании Михаил Хромов. Он отметил, что стороны могут создать совместное предприятие или просто работать в рамках договоренностей.
Компания также вложится в инфраструктуру для пассажиров: переходы, билетные киоски, турникеты. Так, только стоимость турникетного комплекса для одной станции составляет около 100 миллионов рублей.
На данный момент общая стоимость реализации программы по строительству ТПУ в Подмосковье оценивается в 30-60 миллиардов рублей. Ранее областные власти ранее оценивали объем внебюджетных инвестиций в ТПУ в 55,8 миллиарда рублей. При этом общий объем средств пока не определен, и цифра может возрасти.
По словам Михаила Хромова, ЦППК планирует создать около 80 пересадочных узлов на станциях с пассажиропотоком от 1 миллиона человек в год. Для этого ей придется арендовать платформы у собственника — ОАО «РЖД».
К участию в строительстве 10-15% узлов могут быть привлечены инвесторы. В частности, это возможно в Подольске, Люберцах и Одинцово. На менее значительных станциях могут организовать небольшие торговые павильоны.
ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» – крупнейший российский перевозчик пассажиров, осуществляющий пригородное сообщение по территории десяти субъектов Российской Федерации: г. Москвы, Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской, Курской, Рязанской и Владимирской областей. Доля компании в пригородных пассажирских перевозках в Московском транспортном узле составляет сегодня более 90%, а в России свыше – 56%. На долю ЦППК приходится более 80% пригородных перевозок московского железнодорожного узла. Выручка ЦППК по итогам 2013 года составила 29,45 миллиарда рублей, чистая прибыль — 6,62 миллиарда рублей.
Отметим, что власти Московской области утвердили программу развития 120 ТПУ еще в марте, причем на данный момент для некоторых уже найдены инвесторы. Так, британская компания Norman Asset Management (NAM) готова инвестировать 5 миллиардов рублей в ритейл-парк у ТПУ Ленинская Павелецкого направления железной дороги.
Как сообщает РИА Недвижимость, инвестфонд готов реконструировать существующие здания железнодорожного вокзала и автовокзала. В ответ он просит подмосковные власти разрешить построить в рамках ТПУ ритейл-парк площадью около 90 тысяч квадратных метров. Британцы планируют выделить 49 тысяч квадратных метров под торговую галерею и 8 тысяч квадратных метров а под киноразвлекательный центр. При этом ранее Norman Asset Management уже успешно реализовывала подобные проекты. Ей принадлежат парки под брендом «Торговый парк N1», которые находятся в Электростали, Твери и Жуковском.
Кроме того, концепцию для 50 проектов ТПУ разрабатывает компания Cushman & Wakefield. Замруководителя отдела стратегического консалтинга компании Илья Кузнецов отмечает, что здесь запланирован небольшой объем торговых площадей — от 1 тысячи до 20 тысяч квадратных метров. Инвестиционный бюджет составит до 3 тысяч долларов за 1 квадратный метр, включая вложения в пассажирскую инфраструктуру. Ожидаемая норма доходности — 15-30%.
Также крупными транспортно-пересадочными узлами вокруг Москвы занимается компания JLL. Как уточнил руководитель направления стратегического консалтинга в сфере торговых площадей JLL Антон Коротаев, здесь могут быть реализованы коммерческие проекты площадью 30-50 тысяч квадратных метров. По его мнению, подобные проекты для инвесторов более выгодны, чем небольшие павильоны.
Таким образом, и российские, и зарубежные инвесторы активно продолжают вкладываться в подмосковное строительство, причем последние — невзирая на угрозы политических санкций.
"Никто не захочет добровольно уходить с российского рынка недвижимости, где доход на вложенный капитал составляет 15-20%, в то время как в Европе — не более 5%",— говорит управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Планы властей Подмосковья по созданию сети ТПУ интересны как западным инвесторам, так и российским девелоперам, констатирует эксперт.