Кто катает туристов по рекам Подмосковья?

Денис Трудников / Подмосковье Неделя

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Неделя]

Они ждут от природы плохой погоды, не любят, когда про них говорят «плавают», могут месяцами жить на воде. Каждую весну в Подмосковье открывается сезон речной навигации. Корреспондент «НП» отправился в компанию «Порт Серпухов» чтобы узнать, почему сейчас по воде не дойти в Тарусу и сколько стоит путешествие на теплоходе.

Любовь всех дачников

Теплоход «Москвич» подходит к пассажирскому причалу три раза в сутки. Первый рейс – в 9.00, второй – в 18.30, последний – в 20.30. Наибольшей популярностью пользуется второй: завершив день, трудовое население Серпухова спешит в порт, чтобы по воде добраться до своих дач, быстро полить огород и с последним рейсом (21.20) вернуться в город. Вместе с ними к причалу приходят семьи с маленькими детьми и просто те, кому не сидится дома. 50 рублей в два конца – и вечер скрашен приятной часовой прогулкой вдоль живописных берегов Оки.

Регулярные рейсы по маршруту Серпухов – Сады порт выполняет по государственному контракту. Для капитанов это зачастую приятная прогулка, для пассажиров – возможность сэкономить время.

– На наземный транспорт идет большая нагрузка, – пояснила начальник эксплуатации порта Анна Челядина. – Кроме того, дачникам с рассадой и инвентарем очень неудобно добираться до дачи автобусом: им самим и тем, кто едет рядом, тесно. А на теплоходе места достаточно. И времени уходит столько же – полчаса. К тому же с реки до дач подняться значительно удобней. От ближайшей железнодорожной станции туда идти примерно 1,5 км.

Раньше рейсов было больше. Тогда по маршруту ходило судно, которое практически стало местной легендой. Каждую весну дачники ждали «Зушу» – небольшой кораблик с осадкой (глубина погружения судна в воду. – Прим. «НП») всего 40 см. Этот теплоход работал на Оке несколько десятилетий, обслуживать его было недорого, к глубинам он был непривередлив и в сезон за рейс мог перевезти 80 человек. «Зуша» не требовала особых причалов и могла подойти почти к любому берегу. Но после печально известного происшествия на «Булгарии» корабль отправили на ремонт и переоснастку. Теперь дачников возит степенный «Москвич». Подходить к берегу ему труднее, и делать больше трех рейсов в сутки уже накладно. Но другого варианта для регулярных рейсов в порту не было, поэтому после подписания контракта судно начало перевозить пассажиров.

Дождь – наша радость

Каждый день порт получает сводку погоды и результаты замера глубин на реке. С помощью этих данных планируют навигацию судов. Очередной теплый солнечный июньский день приводит работников в уныние.

– Сейчас погода для нас плохая, – рассказал капитан «Москвича» Леонид Смирнов. – Уровень воды падает, тяжело становится, мелко. Дождь – это наша радость. Все речники ждут дождя.

При этом затяжной ливень над Серпуховом вряд ли исправит ситуацию. Чтобы уровень воды существенно поднялся, «поливать» должно выше по течению – в Орле или Калуге.

От того, как ведет себя природа, зависит туристический бизнес порта. Здесь уже давно сложились маршруты для отдыхающих. Серпухов – Таруса – самый дальний: теплоход уходит на весь день. Но его в план не ставят уже довольно давно, так как глубины реки вверх по течению недостаточно для безопасного плавания «Москвича», у которого осадка почти метр – по такой воде он рискует сесть на мель.

В дом-музей «Поленово» также уходят надолго – на шесть часов. Сюда закладывают не только продолжительность самого плавания, но и свободное время для путешественников. Каждому интересно что-то свое: музей-заповедник, церковь в соседнем Бехове, прогулки по парку или купание. Рейсы в Поленово ставят в расписание тоже с осторожностью – из-за глубины Оки. Самые актуальные маршруты сегодня – это трехчасовые прогулки до близлежащих Пущина, Лужков, Ланьшина и «дачный» рейс в Сады.

Держаться на плаву

Ни общественная нагрузка в виде госконтракта на перевозки, ни туристические рейсы особой прибыли порту не приносят. Основной его доход – добыча из реки песка и песчано-гравийной смеси. Кроме «Москвича», в порту сейчас нет пассажирских теплоходов, грузовой флот занят на добыче сырья, а служебно-вспомогательный - на обслуживании судов.

Команды этих кораблей на суше могут не появляться неделями. В рейсе живут на самих судах. В отличие от военных моряков, которые на судах служат, речники говорят про себя «работаем». Здесь мало случайных людей, чаще всего тут трудятся потомственные – как минимум во втором поколении – речники.

Несмотря на скромный доход, туристические перевозки в порту прекращать пока не собираются. Ранней весной, едва сойдет лед, люди звонят и спрашивают, когда начнутся рейсы. Ради любителей прогуляться по Оке, которая с изменением климата преподносит все больше сюрпризов, эти маршруты продолжат свою работу.

Где еще в Подмосковье можно покататься на водном транспорте?

В Московской области официально работают два речных трамвая. В Лыткарине – водная переправа до Андреевского, а из Коломны (причал Бочманово) ходят регулярные рейсы до Притыка. Та же паромная переправа соединяет село Дединово с Луховицами. Теплоходные экскурсии в Подмосковье организуют многие московские компании.

Поделиться