Призраки Пушкина: в усадьбах МО и сегодня живет дух великого поэта
Фото: [Павел Попов / Подмосковье сегодня]
Немало мест в Подмосковье связано с разными периодами в жизни Александра Сергеевича Пушкина - детство, бурная юность, зрелые годы. В подмосковных именьях жили друзья и родственники «Солнца» русской поэзии. Все вместе это создавало мир русской усадебной культуры, который Пушкин сохранил нетленным в своих стихах и прозе.
Память детства
Семья Пушкиных проводила лето с 1805 по лето 1810 года в подмосковном имении Марии Алексеевны Ганнибал - бабушки Александра. В 1804 году она купила в тогдашнем Звенигородском уезде маленькое Захарово. Теперь оно в Одинцовском районе.
Все первые впечатления от природы, усадебной и деревенской жизни поэт получил здесь. Здание нынешнего господского дома – современная реконструкция, выполненная в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Конечно, это не дом Пушкина. Это память и знак, отметина, специально сохраненная на земле, что он здесь был.
Но почувствовать атмосферу и понять уклад жизни дворянского семейства средней руки в Захарове можно. Тем более что пруд, речка, мостик и роща остались в полной неприкосновенности. И можно себе представить, как по двору и парку бегал в компании дворовых мальчишек подвижный, смуглый и некрасивый мальчик, который еще не знал, что он гений, и шалил.
В 1811 году шалуна отправили в Лицей, имение продали, но он помнил. И в 1815 году в «Послании к Юдину» писал, что ему видится его селение, его Захарово. Перед женитьбой, в 1831-м Пушкин приехал в Захарово в последний раз, повидался с Марьей - дочерью няни Арины Родионовны. Обнаружил, что «все наше рушилось, все поломали, все заросло…» - как он сказал Марье.
В Захарове было все, что позже Пушкин считал необходимым для счастливой жизни, – покой сельской жизни в уединенном господском доме, речка, роща и приятные соседи.
Соседи по имению
В патриархальной Москве соседи по имению были в дворянской жизни люди такие же важные, как родственники. По соседству с Захаровым в селе Большие Вяземы жила гораздо более знатная и богатая семья князей Голицыных, с которыми и родители Пушкина, и позже сам поэт поддерживали дружеские отношения.
Маленького Пушкина возили в Вяземы в церковь. И здесь же в 1807 году похоронили брата поэта Николая Пушкина у ограды Спасо-Преображенского храма.
Во времена пушкинского детства имением владел князь Борис Владимирович. Учился князь во Франции, путешествовал по Италии, был в Париже, когда свершилась революция, собирал библиотеку, словом, был русский европеец, каким и сам Пушкин стремился быть.
Мать князя – княгиню Наталью Петровну Голицыну – современники узнавали в старой графине из «Пиковой дамы». Ее внучатый племянник - князь Сергей Григорьевич Голицын - рассказывал Пушкину, что в минуту чудовищного карточного проигрыша княгиня сжалилась над ним и, действительно, назвала три карты. Князь поставил на них и отыгрался. А усадебный дом в Больших Вяземах с тех пор называют «Дом Пиковой дамы». В будуаре стоит ее кресло. Хотя утверждать наверняка, что старая княгиня сиживала в нем, нюхая табак из драгоценной табакерки, исследователи не рискуют.
Так семейные предания и переплавляются в великую русскую литературу. И также воплощаются в музейных экспозициях. А все потому, что вымысел дороже тьмы низких истин.
В дружеском кругу
Имение Остафьево в Подольском уезде в первой половине XIX века было подмосковной вотчиной семейства Вяземских (с 2012-го эта территория вошла в состав Новомосковского административного округа Москвы).
При первом владельце, князе Андрее Ивановиче, сюда приезжали сенатор и поэт Нелединский-Мелецкий, министр и поэт Дмитриев, знаменитый библиофил граф Мусин-Пушкин и другие аристократы-интеллектуалы. Здесь за простым сосновым столом 12 лет Карамзин писал «Историю государства Российского».
При князе Петре Андреевиче, который и сам писал стихи, сюда потянулись люди не столь родовитые и чиновные – поэты и писатели Батюшков, Гоголь, Денис Давыдов, Жуковский, Кюхельбекер, Адам Мицкевич, Пушкин. Последний и назвал это гнездо литераторов «Русским Парнасом».
В Остафьево Пушкин привез тексты, написанные в Болдинскую осень. И здесь читал князю Вяземскому заключительные главы «Онегина», и «Маленькие трагедии», и «Повести Белкина».
В последний раз Пушкин гостил у Вяземских на Святки в 1831 году. В те дни там собрались старые друзья – Денис Давыдов, Трубецкой, Муханов, Четвертинские. Съехались и окрестные соседи и соседки. Князь пишет, что «запиликала скрипка, и пошел бал балом». Таков был пушкинский круг - в Остафьеве плясали и сочиняли стихи с одинаковым пылом.
А в 1899 году в имении открыли один из первых в России Пушкинских музеев. Тогда владел Остафьевым граф Шереметьев, женатый на княжне Вяземской. В 1913 - 1914 годах граф украсил старинный английский парк памятниками Вяземскому, Жуковскому, Карамзину и Пушкину.
В советскую эпоху Остафьево разделило судьбу многих усадеб. В 1930 году князей окончательно выселили, музей решили закрыть. И по распоряжению заместителя заведующего МОНО товарища Зазнобкина «приступили к ударной ликвидации». Когда закончили, вселили во дворец около 700 пионеров. Дом, построенный при неустанном попечении князя Андрея Ивановича, устоял. Пионеры со временем как-то повывелись. Сейчас дворец реставрируют. Парк уцелел, и карамзинская березовая роща, и липовая аллея. Можно бродить и наслаждаться.
Русский Версаль
Князь Николай Борисович Юсупов в своем имении Архангельское построил дворец и парк, который современники могли сравнить лишь с резиденцией французских королей в Версале. Но князь построил дворец не для себя, а для своих коллекций – живописи, скульптуры, фарфора. И дозволял приличной публике любоваться сокровищами и гулять в регулярном французском парке. Сейчас комплекс находится на территории Красногорского района.
Весной 1827 года Пушкин и большой его приятель Соболевский впервые посетили прославленное имение. Остался от этого визита и пушкинский рисунок – очень характерный. На нем по аллее парка в Архангельском бредет в костюме прошлого века, в парике с бантом и тростью маленький сгорбленный старичок. Это и есть князь Юсупов. Поэт был с ним знаком и чрезвычайно ценил это обстоятельство.
И дело даже не в воспоминаниях и анекдотах XVIII века, до которых Пушкин был большой охотник. А в том, что князь Юсупов из тех ярких людей, кто в высшей степени воплощает особенности, пороки и добродетели своего времени. И это уж никак нельзя было упустить тому, кто страстно интересовался историей Отечества.
В знаменитых посвященных Юсупову стихах Пушкина «К вельможе» все это есть – и обаяние князя, его вельможный образ жизни, и прелесть прошлого и новый бурный век, который былого не щадит. Но кое-что в Архангельском уцелело и сейчас. Так что ехать в «Русский Версаль» имеет смысл за тем же, что влекло и Пушкина. – за русским XVIII веком.
В парке поставлен памятник поэту, возле которого в мемориальные Пушкинские дни собираются красногорские поэты и любители поэзии, читают стихи. Кто – свои, кто – Пушкина.
Набег на Ярополец
В 1833 году Пушкин навестил в имении Ярополец (в нынешнем Волоколамском районе) свою тещу Наталью Ивановну Гончарову по дороге в Поволжье и Оренбург, куда ездил собирать материалы по истории Пугачевского бунта. Обнаружил разоренный дворец и тещу, которая жила очень уединенно и разводила огород.
Пушкину, надо полагать, было любопытно взглянуть на дом, где прошло детство и девичество его жены. Привлекала его и славная история имения. Здесь бывали императрица Екатерина II, император Павел I. Хранилась в доме и обширная библиотека. С разрешения хозяйки Пушкин отобрал около трех десятков книг. Вместе с вареньями и наливками хлебосольной тещи книги отправили в Петербург. А в октябре 1834 года Александр Сергеевич завернул к теще снова - по дороге из Болдина в Петербург. Но был всего лишь день.
Предание утверждает, что во время своих визитов поэт останавливался в парадной опочивальне главного усадебного дома. Теперь она названа его именем. Мимолетное его присутствие как будто благословило эти места. И придало дополнительный интерес истории семейства Гончаровых.
Пушкинское Подмосковье на самом деле не исчерпывается вышеописанными усадьбами. Есть еще и Вороново в Подольском районе. Это имение Ростопчиных, где жила большая пушкинская приятельница и адресат стихов Евдокия Ростопчина, урожденная Сушкова. Бывал Пушкин и в Валуеве в Ленинском районе. Тогда именьем владели Мусины-Пушкины. С его биографией или стихами связаны и Иваново в Подольском районе, и Глинки в Щелковском, и другие места. Каждое из них очаровательно по-своему.