Сенокос – дело тонкое
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Время сенокоса на Руси всегда встречали с радостью. Водили хороводы, пели и… влюблялись. Для работы на лугах девушки и юноши одевали самые хорошие наряды, деревня работала одним станом, и во время покоса можно было познакомиться, а может, и найти свою половинку. Спустя десятки лет лучшие традиции праздника сенокоса возродили в музее-заповеднике «Мураново». Вот уже 15-й год он собирает на Барском лугу сотни гостей, среди которых в выходные был и корреспондент «Подмосковье сегодня».
На Барском лугу, воспетом поэтом и устроителем мурановского дома Евгением Боратынским и изображенном на акварели художника-любителя Дмитрия Путяты, брата владельца усадьбы Николая Путяты, царит веселье. Но многоголосье сменяется почтенным шепотом, когда на луг выходят косари. Взмах, другой, четверо косарей, идя друг за другом уступом (когда человек в соседнем ряду отстает на пару шагов от впереди идущего), лихо расправляются с густым июльским клевером. Несмотря на свои 78 лет, главный в этой команде - сотрудник мурановского музея Юрий Алексеевич Симонов. Косить научился в детстве.
- Тогда сено было на вес золота, каждой семье выдавали клочок земли, с которого можно было заготовить корм для скотины. Сегодня это добро лежит невостребованным. Кормить некого, - говорит он.
Сам он не только прекрасный косарь, но и главный по инструментам. Знает, как правильно косу отбить, чтобы она легко срезала траву, как оттянуть нож, чтобы он не застревал в растительности.
- Помимо хорошей косы должны быть сильными руки и ноги, а больше всего работают мышцы пресса. Он у меня как каменный, - смеется и хлопает себя по животу Симонов.
Подтверждает слова Юрия Алексеевича гость фестиваля Максим Добрянский из Пушкино, впервые взявший в руки косу.
- И живот напрягается, и руки сразу болят. Это не с газонокосилкой по лужайке бродить. Фитнес на свежем воздухе, - говорит он.
Выдержка у нынешних людей уже не та. Но и тем, кто не нашел себя в главном действе праздника, было чем заняться. Пока наряженные в русские сарафаны девушки, как и полагается, с песнями собирали скошенную траву, гости попробовали себя в роли ремесленников.
Палатка Галины Лаптаревой привлекла радужностью красок. Пуговицы разного размера и формы она украшает с помощью декупажа.
- Издревле у славян пуговица выступала как оберег, считалось, что она отпугивала зло, оберегала дом. Ее можно подарить на счастье, украсить квартиру или, скажем, костюм, - говорит она.
Рядышком на небольшом прилавке уместились куклы. Совсем не похожие на тех, с которыми мы играли в детстве, и уж тем более на современных.
- Мы предлагаем попробовать себя в роли кукольника и создать игрушку своими руками. У нас представлены куклы, сделанные по старинным русским обычаям, - из ниток и войлока, натуральных тканей и сплошь безликие, - рассказала представитель пушкинской студии «Орнамент» Оксана Новодережкина.
Оказывается, раньше в куклы играли не только девочки, но и мальчики. Таким игрушкам в кулачки набивали гречку или пшено. Когда резко поворачиваешь куклу, она начинает размахивать руками. Кулачные бои на таких игрушках были излюбленной забавой детворы.