Усадьба «Петрово-Дальнее» в Красногорском районе ветшает на глазах

Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня]

Потолок обваливается, по стенам расползаются трещины - некогда роскошная княжеская усадьба «Петрово-Дальнее» давно требует серьезной реставрации. Но ФСКН России повесила замок на парковые ворота и двери главного усадебного дома. Как так получилось? Что можно сделать для спасения памятника архитектуры? Ответы попытались получить корреспонденты «Подмосковье сегодня».

Забудь дорогу, всяк сюда входящий

- Разворот на 180 градусов, - скомандовал охранник, стоило нам с фотокорром ступить на землю усадьбы.

- Потому что, - лаконичный ответ на вопрос о том, почему мы не можем осмотреть дом.

После словесных баталий дали поговорить с неким Зеленковым Анатолием Николаевичем. Но и он сообщил: осмотреть усадьбу мы сможем только после письменного заявления на имя руководителя ФСКН России. Никакие увещевания не возымели действия.

Что так ревностно охраняют секьюрити и Анатолий Николаевич - понятно издали. В главном усадебном доме выбиты окна, обсыпается облицовка, проваливаются ступеньки у входа. Вид вокруг - соответствующий: полуразвалившиеся флигели, грязь и мусор.

Даже нам – неспециалистам – понятно, что сырость буквально доканывает усадебный дом, а ведь внутри - знаменитая Шуваловская библиотека, на голубых стенах которой когда-то красовались картины на сюжеты из Ветхого Завета, входные порталы обрамляла изысканная роспись, которая, как утверждают очевидцы, уже облетела.

Погряз в хламе и обломанных ветках усадебный парк. Даже не верится, что каких-то 15 лет назад красотами ландшафтного искусства наслаждались обитатели санатория Минздрава России.

От санатория до забытья

Распоряжением федерального Минимущества от 4 апреля 2001 года № 870-р основную часть усадебных построек закрепили на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Оздоровительный комплекс «Ильинское» в ведомственном подчинении Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков.

Министерство культуры Московской области в 2002 и в 2009 годах с новым пользователем усадьбы «Петрово-Дальнее» оформило охранные обязательства. В 2011 году утвердили границы территории памятника и зоны его охраны. Правда, никаких работ по сохранению памятника так и не провели. Тогда Минкультуры предложило ФСКН сменить пользователя. Это сделали. Номинально. Передали усадьбу Федеральному казенному санаторно-курортному учреждению «Санаторий «Подмосковье» ФСКН.

И снова речь зашла об охранном обязательстве, которое оформили в июне 2013 года. Как рассказали в Минкультуры, в июле 2013 года провели плановые проверки, направили предписание об устранении нарушений требований сохранения и госохраны объекта культурного наследия. Тогда техническое состояние главного дома усадьбы, флигеля с портиком и конного двора было признано аварийным и руинированным. В таком состоянии, в каком увидели ансамбль корреспонденты «Подмосковье сегодня» на прошлой неделе, с разбитыми стеклами и покосившимися дверями и протекающими крышами, он рискует и весну не пережить.

Острая сторона проблемы

- Переписку с ФСКН мы ведем не первый год. Пытаемся добиться, чтобы нам отдали права собственности на весь усадебный комплекс. Дело в том, что напротив усадьбы через дорогу находится двухэтажный дом, принадлежащий комплексу. Уже много лет тут живут 18 семей. Сами понимаете, что условия еще те. Но мы даже расселить их не можем, так как это не муниципальная собственность. Мы готовы взять на себя обязательства по сохранению всего усадебного комплекса и благоустройству семей. Но нам никто ничего не отдает, - рассказал глава сельского поселения Ильинское Олег Синицын.

Местные жители тоже не могут понять позиции владельца «Петрово-Дальнего». Забыв даже про собственную участь, обитатели того самого двухэтажного дома сокрушаются по поводу усадьбы.

- Красивая же какая была, глаз не оторвать, а теперь стоит как дом с привидениями. Даже страшно, что там может ночью твориться. Хорошо, что храм рядом строят, может, худые люди побоятся рядом бывать. А про нас что говорить. Надеемся и верим, что расселят. Когда? Хочется, чтобы быстрее, - говорит Марина Федорцова.

Поделиться