Особняк не хотел умирать

Денис Трудников / Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]

Усадьба Глебовых в деревне Тарасково Каширского района до последнего времени могла называться объектом культурного наследия лишь условно. Еще в 1980-е годы особняк пришел в полное запустение. Хотя изначально был очень красив в плане архитектуры. Шанс на второе рождение зданию дали случай, книга и губернаторская программа. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на месте и выяснил, когда усадьба окончательно вернет свой первоначальный облик.

Год назад здесь были развалины

«Тревожно, замкнуто, прекрасно и немного печально... Это «Тарасково», – так об останках усадьбы говорят побывавшие здесь блогеры и путешественники.

– Эта усадьба в середине XIX века принадлежала семье Глебовых, находящихся в близком родстве со Львом Толстым. И трудно даже представить, как поражала воображение архитектура, когда дом был цел. После революции здесь попеременно размещали то госпиталь, то общежитие, то клуб. А в 80-е особняк обезлюдел и стал приходить в запустение.

– Меж тем особняк хотел жить, а не умирать, – отмечает архитектор-реставратор Альбина Хайруллина.

Казалось бы, только год назад они с главным инженером продирались по полю среди развалин, зарослей крапивы и борщевика и недоумевали, как можно было вложить деньги в такое. И вот – всего год прошел и на это место везут журналистов. Чтобы показать. Но уже не гордые развалины...

Случай, книга и губернатор

Возрождение усадьбы началось благодаря программе губернатора «Усадьбы Подмосковья», согласно которой частным компаниям передают в аренду на 49 лет полуразрушенные усадьбы на льготных условиях: «рубль за метр», но с обязательством их полной исторической реставрации.

Сначала казанскому меценату и председателю Совета директоров инвестиционной группы компаний ASG Алексею Семину попала в руки книга «Русская усадьба серебряного века». Автор – историк архитектуры Мария Нащокина рассказала об усадьбе «Тарасково», что меценат, оставив все дела, отправился в Каширский район искать усадьбу Глебовых, чтобы – чего бы это ему ни стоило – восстановить ее первозданный облик.

– Нас поразило, насколько хорошо все сложилось. Никакой бюрократии, проволочек. Московская область живо откликнулась на наше предложение. Нам очень быстро согласовали проектную документацию, – подчеркнула Альбина Хайруллина.

Кирпичная благодарность

Вместе с потомком рода Глебовых, Ольгой Глебовой, мы стоим на втором этаже особняка. Перекрытия восстановлены. Рабочие трудятся над знаменитым окном-картиной во всю стену, обращенным к долине Оки.

Очень осторожно реставраторы делают первые прогнозы. Почти в первозданном виде усадьба предстанет перед нами зимой. А знаменитую кровлю «в шашечку» (на которую, кстати, потрачено 11 миллионов рублей) – воссоздадут к следующему лету.

К сожалению, от знаменитой усадьбы не осталось чертежей. Все пришлось восстанавливать по фотографиям. Но дом самым невероятным образом наладил общение с работающими здесь людьми.

Что произойдет после реставрации? Усадьбу не закроют, не обнесут забором. Концепция компании-арендатора предполагает открытость всех отреставрированных усадеб. В них располагают отели, рестораны. Поэтому любой желающий может приехать, посетить усадьбу как музей и при желании даже пожить в ней.

Поделиться