Брак по расчетам
Фото: [Алексей Мальгавко / РИА Новости]
Не прошло и недели, как наша газета написала про жителей Сергиева Посада, несколько месяцев получавших квитанции с несуществующими долгами за ЖКУ, а в редакцию поступило еще несколько подобных жалоб. Оказалось, управляющие компании порой не только настойчиво требуют оплатить вымышленные задолженности, но и значительно преувеличивают стоимость своих услуг. Наш корреспондент разбирался в проблеме.
Если в Сергиевом Посаде неправильные данные в квитанциях возникли из-за частого перехода дома от одной управляющей компании к другой, то, например, в деревне Малые Вяземы Одинцовского района такой путаницы не было. Там – своя импровизация: специалисты управляющей компании «Веста-ВС» почему-то решили взимать плату за отопление по нормативу, без учета показаний общедомового прибора учета. Из-за этого в текущем году жители переплатили за коммунальные услуги более девяти миллионов рублей.
Аналогично поступили управляющие компании в Мытищах и Воскресенске, где людям тоже пришлось солидно переплатить. И если мытищинское ТСЖ «ВСК Восход» обсчиталось на 2,7 миллиона рублей, то специалисты ООО «Инстрой-XXI век» в Воскресенске собрали с жителей на 7,5 миллиона больше положенной суммы. Столько же переплатили за отопление жители Люберецкого района, получив квитанции от МУП ЖКХ «Малаховка».
Причем это не единственный случай в этом районе, например, в самих Люберцах УК «Фирма Ф.Ф.-УК» допустила ошибку на 208 тысяч рублей, только там неправильно рассчитали плату не за отопление, а за воду. А бывает и так, что услуга людям и вовсе не предоставляется, но платить за нее все равно приходится.
Например, жители деревни Гальчино городского округа Домодедово несколько месяцев платили за горячую воду, которая в дома не поступала. Получается, что компания ОАО «Заря-Жилсервис» просто так получила от местного населения 280 тысяч рублей.
Ошибка или умысел?
Расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета – одна из самых распространенных ошибок в начислениях. Однако неправильные данные в квитанциях на оплату ЖКУ не всегда связаны с неверными подсчетами специалистов.
Так, в Долгопрудном компания ООО «Стройжилинвест-Эксплуатация» взимала с жильцов плату за капитальный ремонт без соответствующего решения общих собраний собственников, что тоже является нарушением. За несколько месяцев переплата жильцов в данном случае составила более пяти миллионов рублей.
Еще одно существенное нарушение зафиксировано в Истре, где ООО УК «Первая главная» собрала с жителей в общей сложности 226 тысяч рублей за работу и обслуживание лифтов, которые входят в состав общего имущества, а значит, расходы на них включены в тарифы на содержание и ремонт жилого помещения.
Типичной «ошибкой» для управляющих компаний также стало завышение объемов электроэнергии, горячей и холодной воды, предоставленных на общедомовые нужды.
ООО «УК Мидас» и ООО «УК «Бриз» в Орехово-Зуеве получили от жителей на 207 тысяч рублей больше, так как выставляли счет за электроэнергию в местах общего пользования выше норматива.
Кроме того, оплачивая счета, стоит обратить внимание на то, что управляющая компания вообще не имеет права выставлять счета за отопление и водоотведение на общедомовые нужды, ведь такие платежи законом не предусмотрены.
Доверяй, но проверяй
В большинстве случаев ошибки допускают именно управляющие компании, но специалисты подчеркивают – жителям следует быть внимательными и следить за тем, что содержится в их платежном документе.
- Если у вас есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете, первое, что вам надо сделать, – это обратиться в управляющую компанию, – говорит руководитель Государственной жилищной инспекции Московской области Александр Коган, к которому мы обратились за разъяснениями. – Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в Госжилинспекцию.
Полномочия по надзору за правомерностью начислений платы за жилищно-коммунальные услуги ведомство получило в августе 2013 года. За это время по предписаниям Госжилинспекции управляющие организации Подмосковья вернули жителям порядка 150 миллионов рублей.
Жалобная книга
Как рассказали специалисты ведомства, с начала года в Государственную жилищную инспекцию поступило более 34 тысяч обращений граждан. В настоящее время примерно каждое четвертое из них содержит жалобы на неправомерно начисленные платежи за жилищно-коммунальные услуги.
После получения подобной жалобы инспекторами ведомства проводятся внеплановые документарные проверки, в ходе которых проверяется правомерность начислений. В случае если выявляется нарушение, управляющая организация получает предписание на его устранение. В нем фиксируется, какое именно нарушение было допущено, кому и в какой срок должен быть произведен перерасчет. По истечении срока, определенного в предписании, проводится проверка его исполнения, пояснили в пресс-службе Госжилинспекции.
Нелишне спросить и у местной власти – почему во вверенных им муниципалитетах творятся такие дела? Почему руководители не наведут порядок в такой важнейшей, требующей постоянного контроля сфере? Ну и конечно, нужно напомнить управляющим компаниям – из-за недовольства жителей качеством оказанных услуг УК может лишиться лицензии. Самое время об этом задуматься: процесс лицензирования должен завершиться до 1 мая 2015 года.