И перерезал провода: что законно, а что нет при взыскании долгов за «коммуналку»
Фото: [Кирилл Каллиников/РИА Новости]
Можете себе представить ситуацию, что вы приходите в магазин, набираете полную тележку товаров и, не заплатив, уходите с покупками домой? Вряд ли. А вот в сфере ЖКХ часть граждан именно так и поступает. Пользуется светом, водой, теплом и не считает нужным за это платить. Какие меры может применять к таким людям управляющая компания, а какие совершенно неприемлемы, разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».
ЛИСТ ПОЗОРА
Анна Покровская из Красногорска была возмущена, когда увидела номер своей квартиры в списке должников, который управляющая компания вывесила на первом этаже в ее подъезде.
– Я не заплатила всего за два месяца, были проблемы со здоровьем, и все деньги уходили на лекарства и оплату медицинской сестры, которая делала мне уколы, – делится женщина. – И вдруг вижу, что моя квартира находится в списке, в котором стоят те, кто не платит постоянно. Мне было очень неприятно.
Анна Покровская даже позвонила в свою УК и поругалась по этому поводу, но там ей ответили, что это нормальная практика и, если она не хочет видеть себя в списках должников, ей надо просто расплатиться за коммунальные услуги. Однако у экспертов другое мнение.
комментарий юриста
Максим ШАТОВ:
– Размещение таких списков не предусмотрено законодательством и Жилищным кодексом. Кроме того, это можно расценить как нарушение закона о защите персональных данных. И номер квартиры, и факт наличия долга – это все-таки персональные данные. Тем более что узнать имя собственника жилья вообще не составляет никакого труда, достаточно указать адрес на определенных сайтах – и можно получить информацию. Другой вопрос, что сами должники не станут ввязываться в тяжбы с УК по этому поводу. Им проще сорвать со стены «позорный» лист, и все.
С КОЛЛЕКТОРСКИМ ОТТЕНКОМ
Но если сорвать бумажку элементарно, то восстановить, скажем, проводку для телевидения и интернета не так-то просто. Так, Анна Дигилова из Орехово-Зуева теперь вынуждена обращаться в фирму, которая проводила ей интернет, чтобы восстановить провода. Их на днях на лестничной площадке неизвестные за долги перерезали и приклеили на почтовые ящики людей, несвоевременно оплачивающих услуги ЖКХ, объявления: «Здесь живет должник».
– Это же беспредел настоящий, – жалуется жительница. – Прямо коллекторы какие-то.
Такие меры действительно незаконны. Во-первых, потому что неизвестные ограничили поставку услуги, за которую не было долгов. А во-вторых, прежде чем что-то отключать, компании обязаны уведомить должников письменно и заблаговременно.
комментарий юриста
Максим ШАТОВ:
– Человека должны за 15 дней уведомить специальным письмом о наличии задолженности и возможном ограничении услуг. И хотя в большинстве случаев, скажем, отключить воду или перекрыть канализацию в отдельно взятой квартире технически очень сложно, о таких мерах все равно предупреждают. Да и у жильцов всегда есть возможность разрешить вопрос мирным путем. Оформить рассрочку в расчетном центре. И тогда задолженность распределят на несколько месяцев и не надо будет отдавать крупную сумму сразу. Можно найти цивилизованный путь решения проблемы. А привлекать каких-то непонятных людей, которые портят ящики и стены, незаконно.
ПЛАТИ ВОВРЕМЯ – И СПИ СПОКОЙНО
Наведением порядка с взысканием долгов с неплательщиков в Подмосковье сейчас занимается Московский областной единый информационно-расчетный центр (МосОблЕИРЦ). Только в 2017 году силами организации с должников было взыскано больше 290 млн руб., а за 5 месяцев 2018 года возвращено больше 223 млн руб.
Как рассказали в ведомстве, делается это исключительно цивилизованными методами. С должниками связываются по телефону и сотрудники, и система автодозвона. Кроме того, людям постоянно напоминают о долге почтовой рассылкой. Информация о сумме задолженности размещается в едином платежном документе. А недавно, помимо привычных sms-уведомлений о задолженности, опробовали новую форму – рассылку сообщений в мессенджерах.
– Наше ведомство владеет полной базой данных по начислениям и оплатам за ЖКУ, – говорит генеральный директор МосОблЕИРЦ Владислав Колесников. – Мониторинг позволяет выявить неблагоприятные периоды, территории, где фиксируется спад сбора денежных средств, историю задолженностей неплательщиков. Эти данные позволяют вести индивидуальную работу с каждым должником и учитывать особенности территорий. Где-то человек не платит в силу трудной жизненной ситуации, и тогда он может рассчитывать на помощь юристов, подписать соглашение о рассрочке платежа. Где-то, наоборот, у человека есть средства, но он принципиально не желает оплачивать потребленные услуги, и тогда речь идет о понуждении к оплате.
Понуждением к оплате станет решение суда. Иск о принудительном взыскании долга подается, если человек не платит за услуги больше шести месяцев. Тогда речь пойдет о визите судебных приставов и описи имущества. А в крайних случаях – о выселении. Как в Воскресенском районе, где сейчас решается судьба гражданина, который задолжал за муниципальное жилье больше 400 тыс. руб. и теперь рискует переехать в общежитие. Поэтому лучший способ спать спокойно – платить вовремя. А если возникли сложности, не скрываться, а обратиться в расчетный центр и решить вопрос о рассрочке.
И помните, если кто-то стучит к вам в дверь, запугивает и угрожает – звоните в полицию.