Слесаря не вызывали? Как уберечь себя от коммунальных мошенников

ЖКХ
Илья Щербаков/ТАСС

Фото: [Илья Щербаков/ТАСС]

– Какой хороший фильтр мне Мосводоканал установил – вода, как росинка! И скидку сделали – аж 20%! – хвастается соседка тетя Валя. От цены волшебного фильтра, который теперь чистит воду тете Вале, глаза лезут на лоб – 40 000 руб. Мосводоканал к его установке никакого отношения не имеет. А главное – драгоценный фильтр был абсолютно не нужен: водопроводная вода в Подмосковье в дополнительной очистке не нуждается. К сожалению, далеко не каждый житель способен отличить услуги реальных коммунальных служб от притворных и уберечь свои деньги от мошенников. Как разоблачить жуликов от ЖКХ, разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

КУПИТЬ ЧТО-НИБУДЬ НЕНУЖНОЕ

Пользователи соцсетей взволнованы: по Подмосковью ходят мошенники, предлагая доверчивым гражданам «чудесные» фильтры на водопровод. Воду они очищают, но реально стоят гораздо ниже объявленной цены на прибор и его обслуживание.

Почему люди покупаются на такие уловки? Чистая психология. Многие помнят историю с пылесосами «Кирби», когда активные молодые люди сначала показывали страшные картинки с пылевыми клещами, потом с остервенением пылесосили ваш ковер, демонстративно разбрасывали по всей комнате грязные фильтры и ахали: «Как же вы живете в такой грязи?!» Здесь аналогичная ситуация. Прежде чем убедить в необходимости выложить все сбережения за фильтр, в работу вступают настоящие химики. Несколько нетривиальных уловок – и вы в ужасе от того, какую грязную воду пьете.

Реальность полностью противоположна.

– Качество воды, подаваемой системой централизованного водоснабжения потребителям Московской области, соответствует нормативным требованиям по всем показателям, включая эпидемическую безопасность. Дополнительной очистки не требуется, – утверждают в Мосводоканале и подчеркивают: – Не верьте первым встречным, верьте специалистам. Основанием для заключения о качестве воды могут служить только результаты количественного анализа, производимого аттестованными лабораториями с госаккредитацией по направлению контроля качества питьевой воды. И главное – сотрудники Мосводоканала не предлагают и не устанавливают бытовые фильтры!

ЗАКОН ПСЕВДОЗАКОНУ РОЗНЬ

Вы знаете, что согласно новому постановлению правительства в каждой газифицированной квартире должен быть установлен газоанализатор? Не знаете? И правильно – нет такого постановления. И газоанализатор вам не нужен. Вам нужны исправные газовые приборы, и об этом может позаботиться только штатный сотрудник Мособлгаза с соответствующим удостоверением.

– Мы каждый квартал оповещаем жителей Подмосковья о том, как обезопасить себя от визита мошенников, – говорят в Мособлгазе. – Чаще всего такие псевдоспециалисты предлагают демонтаж и монтаж газового оборудования, техобслуживание внутридомового газового оборудования.

Как быть, если к вам пришли люди, похожие на сотрудников газовой компании? Главное – не торопитесь. Не принимайте скоропалительных решений. Отложите переговоры с визитером на один, а лучше на два-три дня. За это время найдите возможность связаться с Мособлгазом и выяснить, есть ли на самом деле новый закон или требование. И исходя из результатов переговоров, принимайте решение. Если что-то менять, то лучше делать это непосредственно через газовую службу.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ СЧЕТЧИКАМИ

Мошенники действуют и под видом энергетиков, и от имени управляющей компании. Развешивают на подъездах объявления либо ходят по квартирам и настойчиво требуют заменить в квартире электросчетчики и приборы учета холодной и горячей воды на новые. А прежним еще служить и служить. Страшилка: будете платить в два-три раза больше.

Как поступить? Не торопитесь пугаться и соглашаться. Хороший хозяин должен быть в курсе: счетчики на горячую воду служат минимум четыре года, на холодную – не менее 6 лет. Что касается электроприборов, то гарантийный срок их службы достигает 8–10 лет в зависимости от модели. Более того, если учетное оборудование прошло проверку, то срок службы продлевается еще на столько же. Данные о возрасте указаны в паспортах счетчиков и имеются в управляющей компании. Сомневаетесь? Позвоните в свою УК.

ПЛАТИТЬ БЫСТРО ИНОГДА ВРЕДНО

Распространенная ситуация: многоквартирный дом обслуживает управляющая компания. Качеством услуг жители не слишком довольны и не против работать с кем-то более усердным. Такой герой есть, он готов! И уже через месяц в вашем почтовом ящике лежит не одна, а сразу две квитанции об оплате коммунальных услуг – от разных УК. Назвать это мошенничеством нельзя. Скорее – конкурентная война, в которой, как известно, все средства хороши. Но если вы оплатите квитанцию, ориентируясь на чувство личной симпатии, будьте готовы, что денег своих не увидите либо очень долго, либо совсем. Не рискуйте и сразу обращайтесь в Госжилинспекцию. Там помогут разобраться в ситуации.

УЖЕ ЗАПЛАЧЕНО

Распространены случаи, когда коммерческие компании развешивают на подъездах объявления или их представители ходят по квартирам с заявлением о том, что в доме проводят комплексную дератизацию и дезинсекцию. С доверчивых жителей собирают деньги. И хорошо еще, если услуга действительно будет оказана. Важно знать, что дератизация и дезинсекция жилых помещений проводится в МКД управляющими компаниями бесплатно.

Это делается планово, в рамках текущего ремонта. Если у жителей есть необходимость в такой услуге, они могут обратиться в свою УК и оставить соответствующую заявку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОБМАНА

Требуйте у визитера служебное удостоверение.

Обратите внимание на внешний вид: сотрудники коммунальных служб одеты в спецформу с официальными логотипами предприятия ЖКХ или ресурсоснабжающей организации.

Не принимайте скоропалительных решений. Оставьте себе время, чтобы посоветоваться с родственниками, управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией.

Тщательно читайте квитанции.

В любой непонятной ситуации звоните в УК или Госжилинспекцию.