Выберите город
Выберите город
Эксклюзив

Биохимик из Химок прославилась в интернете благодаря простым объяснениям сложных вещей

18:25, 08 февраля 2021

Почему мы предпочитаем синюю юбку красным брюкам? Что происходит в мозгу девушки, когда она видит привлекательного парня? Взрослые люди задают не меньше вопросов, чем дети. Только ответы на их «почему?» порой бывают слишком мудреными. «Подмосковье сегодня» пообщалось с биохимиком и нейробиологом из Химок Ксенией Варакиной-Митрай, которая популяризирует науку в своем Instagram, делая ее доступной и понятной даже домохозяйкам.

– Ксения, кому сейчас интересна наука, кроме профильных специалистов?

– Наука без каких-то высокопарных и сложных формулировок интересна практически всем. Людям важно знать, как продукты питания, моющие и косметические средства действуют на их здоровье. И можно ли верить всему, что говорят по телевизору? Поэтому у потребителя возник активный запрос на бытовую науку. И мне доставляет огромное удовольствие помогать людям понять и полюбить ее.

– Почему вы решили рассказывать о науке простым языком?

– Меня всегда восхищала способность людей доступно объяснять какие-
то не очень понятные вещи. Я хорошо помню, когда впервые с этим столкнулась. Это было на первом курсе Волгоградского государственного медицинского университета. Моя знакомая совсем не понимала генетику, хотя преподаватели по-разному пытались донести ей этот предмет. Тогда один мой одногруппник вырвал из тетрадки листочки, скрутил из них трубочки в форме буквы Х, как хромосомы. Потом он начал красить разными фломастерами участки этих палочек, отрывал, менял местами, приклеивая их скотчем. Подручными средствами он сумел показать действительно сложный процесс. Меня это потрясло.

Сейчас у меня двое детей, Андрею и Мире три и четыре года – возраст «почемучек», которым все интересно. Я объясняю им, как все устроено, при этом не перевожу в игры или сказки, а доступно и просто доношу информацию.

– Вы работали и жили в Европе и Америке. Как вы оцените интерес к науке за границей и в России?

– В США потребность в популярной науке огромная, ученые из самых известных университетов читают лекции для простых людей, записывают ролики на YouTube. В Европе популяризация интереса к науке у школьников приобрела грандиозные масштабы, и молодежь уже в 16 лет защищает серьезные научные проекты вместе с технологическими компаниями и автопроизводителями. У нас считалось, что работа в университете – это призвание жен богатых мужей или «ботаников». А в мире такого стереотипа нет. Наукой занимаются все, кому интересно ей заниматься.

– Расскажите о том, как вы работаете.

– Я очень люблю просто и понятно объяснять нейробиологические факты, потому что людям всегда интересно, что внутри нашей головы. Большинство моих читателей думают, что наши поступки – это результат воспитания и среды, в которой мы росли. Они не берут в расчет генетику. Почему нам нравится красный цвет, а не синий? Почему кто-то любит джинсы, а кто-то юбки? Почему женщины и мужчины думают по-разному? Здесь не обошлось без биохимических процессов и ферментов со сложными названиями, которые помогают нам выбрать в магазине босоножки на шпильке вместо кроссовок. Еще я использую мотивы, которые все знают. Рассказываю на примере греческого бога Морфея о наркотических веществах, которые приводят в состояние эйфории. Объясняя иммунологию, я предлагаю вспомнить Винни-Пуха, который притворился тучкой, чтобы украсть мед у пчел. Насекомые раскусили его план и атаковали первыми. Также происходит, когда в организме появляется чужеродная клетка, на которую нападают «хорошие» клетки.

– Как заинтересовать и удержать внимание человека, далекого от науки?

– Сделать из научной информации шоу Ольги Бузовой – сложная, но посильная задача. В какой-то степени нейробиология, не считая наличия доказательной базы, не сильно отличается от магии или предсказаний. Тогда почему же нейробиологические, психологические или философские темы не могут быть так же увлекательны, как «Битва экстрасенсов», которую смотрит вся страна? Знать, какие процессы происходят в мозге, какие ферменты вырабатываются при виде красивого мужчины, так же интересно, как и то, какой у тебя сахар в крови. Информация о себе всегда любопытна.

– Можете развеять какой-нибудь полярный научный миф?

– Мой любимый миф про «мозг мамочки», когда говорят, что женщина глупеет с рождением ребенка. С научной точки зрения это неправда. Различными клиническими исследованиями доказано, что лобная доля головного мозга женщины, которая родила, значительно увеличивается после родов. Раньше это было нужно, чтобы следить за ребенком. Сейчас такое пристальное внимание малышу уже не требуется из-за обилия гаджетов-помощников, а лобная доля все равно увеличивается. Поэтому необходимость принимать решения женщина в декрете часто выплескивает в открытие собственного бизнеса.

Оксана Полякова

© 2021 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх