Уникальные прототипы литий-ионных аккумуляторов разрабатываются учеными в университете «Дубна». Они позволят электронным гаджетам работать дольше, а электромобилям ездить быстрее и на более дальние расстояния. С подробностями – корреспондент «Подмосковье сегодня».
ВМЕСТО САЖИ – НАНОТРУБКИ
Человечество мечтает о вечном двигателе не меньше тысячи лет. Однако этой фантазии вряд ли суждено сбыться: слишком фундаментальны ограничения, которые накладывает природа. Гораздо реальней – перспектива широкого использования электротранспорта, который будет ездить, разгоняться и заправляться так же быстро, как и классический. Над этим сегодня активно работают в лаборатории тонких пленок и функциональных материалов университета «Дубна».
Прототипы литий-ионных аккумуляторов нового поколения, созданные учеными университета и сотрудниками лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований, обладают уникальными характеристиками. Они могут «запасать» больше энергии, быстрее ее отдавать и быстрее накапливать.
МОЩНЕЙ И ИЗЯЩНЕЙ
Прототипы аккумуляторов нового поколения из Дубны не только запасают больше энергии, но и значительно изящней и легче своих стандартных собратьев. Как отмечает Напольский, снижение массы особенно важно, когда речь идет об источниках энергии для транспорта.
Применять новую технологию можно в любых предметах, которые работают за счет электричества – от мобильных телефонов и гаджетов до электротранспорта и стационарных систем накопления и хранения энергии. Все благодаря тому, что она подходит для аккумуляторов любого форм-фактора: электроды можно скручивать и создавать цилиндрические аккумуляторы либо послойно укладывать в электродный блок и формировать призматические аккумуляторы прямоугольной формы.
Ученый уверен: аккумуляторы с нанотрубками могут быть востребованы в нашей стране, учитывая, что в столице, Санкт-Петербурге и Подмосковье уже начали появляться первые электробусы, в которых нет двигателей внутреннего сгорания. Такие машины производят в России, а вот аккумуляторы, как правило, закупают за рубежом.
10 МИНУТ НА ЗАПРАВКУ
Благодаря высокотехнологичному оснащению дубненская лаборатория отрабатывает технологические решения и создает прототипы аккумуляторов самостоятельно. Нанотрубки едут в Подмосковье из Новосибирка. Ученые активно сотрудничают с МГУ, Сколтехом, МФТИ и другими институтами в разных уголках нашей страны.
Работают здесь и над тем, чтобы в перспективе внушительная автомобильная аккумуляторная батарея могла заряжаться не дольше, чем длится заправка бензином обычного автомобиля.
Над этой задачей исследователи из Дубны также трудятся не покладая рук. А это значит, что в ближайшем будущем в России может появиться своя технология массового производства уникальных литий-ионных аккумуляторов с улучшенными характеристиками. Это позволит обеспечить серьезные конкурентные преимущества отечественному высокотехнологическому сектору экономики.
Под руководством ученых в лаборатории принимают активное участие в исследованиях и студенты университета «Дубна». Уже изготовлено более 100 аккумуляторов нового поколения, для студентов эта работа стала хорошей инженерной практикой.
Кстати, электрический транспорт активно развивается в Подмосковье: в регионе проходит тестирование электробусов, которые могут заменить на маршрутах обычные автобусы. Так, в минувшем году в Павловском Посаде прошел испытания электробус второго поколения КамАЗ-6282, который выпускается на дочернем предприятии «КамАЗа» в Нефтекамске. Полностью электробус заряжается за четыре часа, на подзарядку требуется всего 6–20 минут.