Уроки «матрицы»: в Подмосковье созданы уникальные технологии виртуальной реальности

Наука

Научиться водить автомобиль, управлять самолетом, отработать технику пенальти сейчас можно не выходя из собственной кухни. А изучать математику – на полу, когда под ногами фонтаном рассыпаются цифры, дроби и логарифмы. Технологии виртуальной реальности все глубже проникают в образовательный процесс, и возможно, что уже через десяток лет обучение наукам и профессиям будет происходить в «ином» мире. Оказывается, многие из таких технологий разрабатывают в нашем регионе. Корреспондент «Подмосковье сегодня» познакомился с некоторыми из них.

ПРЕДОТВРАТИТЬ КАТАСТРОФУ

В аэропорту «Домодедово» случилось ЧП – пожар на диспетчерской вышке. Это грозит катастрофой: могут столкнуться несколько пассажирских самолетов, заходящих на посадку и выруливающих на взлет. Счет идет на минуты. Начальник смены аэропорта стремительно бежит через зону выдачи багажа, поднимается по эскалаторам, чтобы сделать все возможное и оперативно ликвидировать возгорание.

К счастью, это не реальный пожар, а разработанный специалистами аэропорта «Домодедово» модуль виртуальной реальности для отработки действий сотрудников транспортного хаба во время ЧС. В роли начальника аэропорта – корреспондент «Подмосковье сегодня». Я познакомилась с уникальной технологией на DME Live Classic 2018 – ежегодной деловой игре для студентов и школьников, желающих в будущем работать в аэропорту «Домодедово». Она проходила в одном из самолетных ангаров.

– Это шлем виртуальной реальности. С его помощью вы погрузитесь в другой мир, – надевая мне на голову космического вида конструкцию, объясняет управляющий директор разработавшей программу компании Domodedovo Integration Геннадий Залуцкий. Затем подает два похожих на джойстики предмета. – А это беспроводные контроллеры, ими управляют движением.

Один миг, пока грузится программа, – и пространство ангара исчезает. Я оказываюсь в какой-то комнате. За окном на взлетном поле вспыхивает огонь на вышке. Несколько секунд уходит, чтобы освоиться с управлением, и я открываю дверь, бегу куда-то по эскалаторам, тело подбрасывает от иллюзии скорости. С непривычки кружится голова, я стаскиваю шлем, вновь оказываясь в ангаре.

ВСЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

– Сценарии инцидентов, которых более 50, в том числе и аварийная посадка воздушного судна, близки к действительности, – рассказывает Залуцкий. – Пользователь находится в роли начальника смены аэропорта, что-то вроде главного дежурного. Производит все алгоритмы, которые исполняет человек, находящийся на этой должности, чтобы ликвидировать нештатную ситуацию.

Примечательно, что виртуальный аэропорт «Домодедово» – точная копия настоящего. Специалистам Domodedovo Integration пришлось обойти его полностью и сфотографировать все помещения, эскалаторы, стойки, ряды кресел в зале ожидания. И конечно, написать специальную программу. Завершен проект осенью прошлого года, на симуляторе уже обучили десятки будущих диспетчеров аэропорта.

В планах команды Залуцкого – создание серии аналогичных продуктов, например виртуального тренажера «Телетрап» для операторов самолетных трапов.

– Однако я не думаю, что реальное обучение отомрет, уступив место виртуальному, – убежден Залуцкий. – После 10–30 минут интенсивной работы в шлеме у человека возникают симптомы морской болезни. Это связано с различием показаний органов зрения и вестибулярного аппарата. Как эту проблему решить, еще не придумали.

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Разработчики из Серпухова попытались устранить проблему дискомфортных ощущений, соединив виртуальную реальность с действительностью. Протестировать симуляторы нового поколения удалось в московском парке «Фили», где у серпуховской компании АО «Вымпел» есть свой демонстрационный павильон.

На выставке были представлены только игровые модели. Поначалу я, надев шлем виртуальной реальности, забралась в дельтаплан. Загрузилась программа – и я лечу над горным озером. Управление здесь уже не с помощью контроллеров, а как в настоящем дельтаплане: тянешь планку крыла от себя, чтобы набрать высоту, и на себя, чтобы ее сбросить. Наклон влево – поворот направо, и наоборот. Пилот из меня никакой, поэтому наслаждалась я красотами недолго – спустя пару минут «разбилась» о горную гряду.

А вот в гоночном симуляторе было невероятно страшно. Когда садишься в кресло болида, раздается оглушительный рев мотора и машину начинает трясти. При резких поворотах тебя реально чуть не выбрасывает из салона, ощущаешь все «неровности» дороги. Здесь уже нет шлема VR, достаточно подвижной платформы и 3D-экрана.

В ДЕЛЕ – МЕСТНЫЕ

– Началось все в 2008 году, когда я переехал в Шатуру и создал инжиниринговую компанию, занимавшуюся в том числе и установкой систем диспетчеризации подъемных платформ для инвалидов в Москве, – рассказывает заместитель генерального директора АО «Вымпел» Андрей Творогов. – И уже через два года мы приступили к разработке платформ для развлекательного и игрового бизнеса.

Эти платформы и позволяют креслам из автотренажера трястись на «ухабах», а симуляторам космических кораблей содрогаться от выстрелов орудий инопланетян. Творогов снял заброшенный гараж на Данковском шоссе в Серпухове и собирал механизмы вручную. Следующий этап – покупка нескольких цехов Химзавода и выход на новый уровень: бизнесмен начал выпускать тренажеры виртуальной реальности целиком, это стало производством полного цикла.

Сотрудников находили в Серпухове, Чехове, Протвине, Москве. Инженеры, программисты, электронщики – высококвалифицированные кадры, которых удалось «заманить» интересной работой и зарплатой раз в пять выше средней по региону.

Среди продуктов «Вымпела» такие симуляторы, как ледокол, кабина локомотива, космический корабль, электрическая подстанция. Так как реальные объекты-прототипы полностью оцифровываются, имитация аутентична вплоть до мельчайших деталей.

ПРОСТО КОСМОС

– Наши поставки идут в 28 стран, – говорит Творогов. – Заказчики – Национальное аэрокосмическое агентство Китая, Роскосмос, использующие наши тренажеры для тренировок космонавтов, РЖД, Россети. В симуляторах нет тактильного контакта, но задействована мышечная память, поэтому они идеально подходят для обучения специалистов, отрабатывающих навыки до автоматизма.

А сейчас у «Вымпела» новый проект – симулятор для покупателей недвижимости. Многие квартиры приобретаются на стадии котлована, а готовое жилье часто оказывается для владельца неприятным сюрпризом. Серпуховичи разработали программу, моделирующую будущий дом в 3D. Надев шлем VR, потенциальный покупатель заходит в подъезд, поднимается на лифте, выходит на разных этажах, открывает двери квартир, выглядывает с балкона, чтобы посмотреть вид. Аналогов такой технологии пока в России нет.

Кстати, наличие неприятных ощущений во время долгого погружения в виртуальную реальность Творогов отрицает.

– Это зависит от качества контента, – объясняет бизнесмен. – Если нет рассинхронизации между движениями тела и изображением, то в VR можно находиться бесконечно.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В 2013 году компания друзей из Подмосковья решила организовать свой бизнес. И так как у всех к тому моменту уже появились дети, молодые люди захотели создать что-то необычное и инновационное для самых маленьких. Инженерное образование обратило их взоры в сторону высоких технологий. Так, в городе Королеве родилось ООО «Интерактивная проекция».

– Мы изучили опыт ведущих стран и узнали об интерактивных продуктах для детей, – вспоминает один из руководителей компании Денис Бочкарев. – Захотелось делать что-то подобное. Мы сняли маленькое помещение в Королеве на улице Калинина. Принялись за разработку программ.

Первым проектом стал интерактивный пол. Друзья работали над ним целых два года. Тестировали промежуточные варианты на собственных детях, учитывали их впечатления и замечания, консультировались с педагогами. Результат превзошел ожидания. Спроецированное на пол изображение меняется в зависимости от действий людей, находящихся в его пространстве. Можно загнать в ворота футбольный мяч, можно пройтись по аквариуму с тропическими рыбами, которые от каждого шага будут испуганно отплывать в стороны, можно путешествовать по живому атласу России.

– Наши заказчики в основном государственные образовательные учреждения, – говорит Бочкарев. – Школы, детсады, коррекционные центры для особенных ребят. Мы подстраивались под них. С помощью наших интерактивных продуктов изучают математику, русский язык и географию, причем в такой игровой форме, которая приводит малышей в восторг.

Сейчас королевцы работают над программой, позволяющей вносить интерактивные элементы в реальные игрушки. Например, кубики, на которых будут появляться разные изображения в зависимости от того, как их сложить.

С появлением технологий будущего обучение чему бы то ни было прекратило быть скучным занятием, превратившись в увлекательную игру. А это уже само по себе огромный прорыв в образовании.