В МОНИКИ случайно сделали научное открытие благодаря мышам

Валерий Шарифулин/ТАСС

Фото: [Валерий Шарифулин/ТАСС]

В Лаборатории медико-физических исследований Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского проводятся исследования воздействия наночастиц серебра на высшую нервную деятельность у мышей. Попутно с главным исследованием ученые сделали неожиданное открытие: оказывается, серебро благоприятно сказывается на репродуктивной функции у этих грызунов. Проще говоря, благодаря наносеребру мыши начали активно плодиться и размножаться.

– Чтобы понять, как наночастицы серебра влияют на мозг человека, ученые запустили соответствующее исследование на мышах. Из двух групп мышей одна получала препараты с наночастицами, а вторая – нет, – рассказывают в пресс-службе МОНИКИ.

Затем, чтобы проверить деятельность головного мозга грызунов, обе группы поместили в мини-бассейн с водой, по краям которого были яркие картинки. Изображения указывали мышам путь на сушу – в центр бассейна на сухую площадку. Таким образом ученые проверяли, какие животные запомнят картинки и сориентируются быстрее.

Однако неожиданно эксперимент выявил интересное побочное действие препаратов с ионами серебра.

– Оказалось, что под воздействием наночастиц благородного металла потомство у мышей увеличилось в два раза. То есть если в норме они рожают N потомства, то под воздействием увеличение приплода было в 2 раза (2N), – поясняют в пресс-службе. – Более того, одна из сотрудниц лаборатории, работавшая с этими частицами, родила двойню.

Лаборатория медико-физических исследований в МОНИКИ функционирует уже одиннадцать лет. Здесь ведутся систематические исследования в области токсичности и безопасности медицинских методик и препаратов на основе наночастиц и нанотехнологий. Проводятся важные исследования в области регенеративной медицины, изучения когнитивных функций и их нарушений у животных и многие другие.

Новым, молодым и интенсивно развивающимся направлением в лаборатории в последние годы стали сервисные медицинские роботы, научно-инженерные основы создания и функционирования таких роботов в клинике.