Эксперт: новый регламент ГИБДД не предвещает ничего плохого автомобилистам

Безопасность
Матыцин Валерий / ITAR-TASS

Фото: [Матыцин Валерий / ITAR-TASS]

С завтрашнего дня начинает действовать новый административный регламент общения инспекторов ГИБДД с водителями. Подмосковные автомобилисты нашли в нем моменты, которые, по их мнению, только «развяжут руки» инспекторам. Так ли это – корреспондент «Подмосковье сегодня» Мария Кузнецова выясняла вместе с председателем Московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексеем Дозоровым на примере шести самых обсуждаемых положений новых правил.

  • «ЗАСАДЫ» ЛЕГАЛИЗОВАЛИ

С одной стороны, в регламенте отмечается, что патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения, а с другой – в документе прописаны послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог, автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. Прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Эксперт:

– Раньше еще было запрещено применять средства автоматической фиксации на участках с временными ограничениями, а теперь и эту фразу убрали. Теперь инспектор, например, может поставить знаки, ограничивающие скорость в связи с проведением ремонтных работ, а за ними – камеру автоматической фиксации. То есть и работ там может никаких не быть, и знак установлен не очень правильно, но тем не менее камера стоит и будет «выписывать» штрафы за превышение скорости. Нельзя сказать, что так называемые «засады» узаконили, просто убрали ограничение, которое их раньше делало незаконными.

Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС

  • ПЕРЕДАЧУ ДОКУМЕНТОВ УТОЧНИЛИ

Передавать инспектору документы теперь нужно не только без обложки, но и без удерживающих устройств в виде цепочек, которыми некоторые водители привязывали права, чтобы сотрудник ГИБДД не забрал их для проверки в патрульную машину.

Эксперт:

– Некоторые водители действительно цепочкой приковывали права, аргументируя это тем, что ничего при этом не нарушают – передают же. Но такими устройствами пользовались единицы, и зачастую это приводило к тому, что водитель получал административное постановление вплоть до ареста за неисполнение законных требований сотрудника полиции. Это хорошо, что исключили ненужную игру слов.

  • ВОЗВРАТ С ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СДЕЛАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

В новом регламенте уточняется процедура проверки водителя на состояние алкогольного опьянения. Если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, инспекторы обязаны вернуть водителя к автомобилю.

Эксперт:

– Это очень правильное и нужное уточнение. Раньше его не было. При подозрении на алкогольное опьянение водителя должны были доставить на освидетельствование, а то, что при неподтвержденном результате трезвого и честного человека нужно бы вернуть обратно – нигде не сказано. Это нововведение поможет предотвратить многие недоразумения и конфликты.

Сергей Бобылев/ИТАР-ТАСС

  • РАСПЕЧАТКУ ЭЛЕКТРОННОГО ПОЛИСА ОСАГО ПРИРАВНЯЛИ К БУМАЖНОМУ

Теперь инспектору можно предъявлять не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного.

Эксперт:

– В старом регламенте часть вопросов не учитывала последних нововведений в законодательстве. Произошли изменения в законе об ОСАГО, ввели понятие «электронный полис», и вполне логично, что это отразилось в регламенте.

  • НОРМУ, РАЗРЕШАЮЩУЮ СЪЕМКУ ИНСПЕКТОРОВ ГИБДД, УБРАЛИ

Это самое обсуждаемое среди водителей изменение. Многие опасаются, что, если сотрудник автоинспекции выскажется против съемки, водитель будет обязан убрать видеокамеру, и действия инспектора, в том числе и неправомерные, нельзя будет зафиксировать.

Эксперт:

– Это неправильная трактовка нормы. Как было разрешено снимать на камеру инспекторов ГИБДД, так и сейчас разрешено. Регламент не может ограничить законные права. Просто раньше была фраза, что сотрудник ДПС не должен препятствовать аудио- и видеозаписи, а сейчас эту фразу убрали, но по закону он все равно не имеет права препятствовать. У нас по закону разрешено все, что не запрещено. Инспектор – это не частное лицо, и, если он на дежурстве, права на охрану частной жизни на него не распространяются. Поэтому водители по-прежнему имеют право фиксировать свое общение с ним.

Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

  • ОБЩЕНИЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ

Автоинспекторам при общении с водителем отныне запрещено допускать любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений, а также грубить и хамить.

Эксперт:

– Нормальное порядочное поведение не надо описывать в законах, оно и так должно существовать. Бывает, инспекторы начинают разговор неправильно, четко не представляются, не говорят причину остановки, а бывает, и водители сразу начинают качать права. Основатель нашего движения по защите прав автомобилистов, когда еще не было видеорегистраторов, учил всегда включать диктофон во время общения с инспектором – это хорошо дисциплинирует обе стороны. Сейчас я бы посоветовал установить всем водителям в свои автомобили видеорегистраторы. С помощью электронного посредника общение всегда переходит в более конструктивное русло.

Поделиться