Осторожно, сайты-клоны: жителей Подмосковья предупредили о новых видах обмана в интернете

Безопасность

В последние месяцы в интернете резко выросло количество фейковых сайтов по продаже еды и электроники. Импульсом к их возникновению послужил режим самоизоляции и закрытие магазинов. Все это спровоцировало всплеск покупок онлайн, который не утихает даже после снятия ограничений. По подсчету экспертов, сейчас в Сети около двух сотен ненадежных порталов этого профиля, поэтому Главное управление региональной безопасности (ГУРБ) Московской области призвало жителей к бдительности. Чем опасны такие сайты, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Римма Артюхина из Одинцово перешла на удаленный режим работы с начала апреля. Девушка привыкла ответственно относиться к собственному здоровью и рекомендациям врачей и четко соблюдала все правила. Даже в магазин старалась выходить по минимуму, а потому еду часто заказывала в Сети.

– Я зашла на сайт доставки еды, сделала заказ, – вспоминает Римма. – Мне предложили оплатить его переводом на номер телефона. Я в тот день очень устала, разбираться не стала и сделала то, что просили. В итоге осталась без ужина и без денег.

Ситуация с Риммой неприятная, но 1200 руб. показались девушке несущественной потерей, и в полицию она обращаться не стала. Между тем ситуация может развиваться и более драматично.

– Мошенники – хорошие психологи, – говорит специалист по информационной безопасности Артем Головнев, который сотрудничает с несколькими интернет-магазинами из Наро-Фоминска. – Если человек заказывает еду, скорее всего, он голоден и торопится. А потому может быть невнимательным. Таких людей запрос за запросом выводят на ввод практически всех данных. И прощайте, деньги с карты…

Telegram-канал In4security, например, пишет, что на одном из фейковых сайтов Delivery Club (сервис по доставке еды. – Прим. ред.) при оформлении заказа покупателя сначала просят ввести адрес и телефон, потом данные банковской карты и код из СМС-сообщения.

– В данном случае код из СМС вы вводите не на странице банка, как это должно происходить, а на фишинговом сайте. Так что исключать вероятность, что в этот момент кто-то привязывает свой номер к вашему мобильному банку, никак нельзя, – уверяют эксперты канала.

Случается, что на подставных сайтах продают товары реально существующего магазина, но по завышенным ценам. Но чаще всего после оплаты заказа на фальшивых порталах еды, электроники или любого другого приобретенного товара покупатель не дождется. Главная цель мошенников – вытянуть из «клиента» деньги, все остальное их не волнует.

РАБОТАЕТ ГРАББЕР

Большинство людей, столкнувшихся с фальшивыми сайтами доставки, уверяли, что они были удивительно схожи с оригиналами. Как это возможно? Специалисты объясняют: игрокам «серого» рынка помогает граббер. Это программа, которая один в один копирует вид и контент ресурсов.

– Судя по всему, подобные сайты будут появляться вновь и вновь, – говорит Головнев. – Поэтому жаловаться на такие факты должны не только пользователи, но и правообладатели.

Вероятность встретить своего клона для компании напрямую связана с ее популярностью: чем она известнее, тем больше подделок. Например, с мошенниками, которые предлагали доставлять их продукты по завышенным ценам, сталкивался «ВкусВилл». Многие из таких сайтов удалось заблокировать. Представители «Ситилинка» (сервис по доставке бытовой техники и электроники. – Прим. ред.) сообщили, что обращаются к поисковым сервисам для удаления клонов из выдачи и к регистраторам домена для их блокировки. В Delivery Club заверили, что оперативно отслеживают появление фишинговых ресурсов и передают информацию о них в службу безопасности.

ИЩЕМ РАЗЛИЧИЯ

Может ли пользователь самостоятельно понять, что попал не к оригиналу, а к двойнику? Головнев уверяет, что да, просто нужно быть очень внимательным.

– Фейковый сайт, как правило, ярче, – говорит он. – Цвета те же, но они более насыщенные, чем у оригинала. Стоит обратить внимание и на переходы, ссылки и кнопки. Как правило, они не работают или зависают.

Еще один совет – проверить, когда был создан тот или иной сайт. Если ему нет и года, лучше с ним даже не связываться.

– Если от вас требуют плату на телефонный номер или на виртуальный кошелек – «Яндекс.Деньги», WebMoney, «Киви», PayPal и другие, уходите с сайта. Ни один нормальный интернет-магазин не будет принимать платежи по этим системам, – отмечает Головнев. – Дело в том, что, если деньги уходят на телефон, их нельзя вывести для дальнейшего развития бизнеса. А электронные кошельки для нашего законодательства, по сути, и деньгами-то не являются.

Чтобы не попасться на удочку мошенников, лучше проверить и адрес компании, указанный на сайте. Как правило, жулики пишут несуществующий. А еще обратите внимание на телефон – на ресурсах-клонах он бывает один и не стационарный, а мобильный. Большинство солидных интернет-магазинов указывают как минимум два номера, один из которых привязан к офису.

Как еще отличить фейковые порталы:

– на сайтах-клонах картинки могут съехать – наложиться одна на другую;

– посмотрите сообщения, на сайтах-клонах свежих новостей, как правило, не бывает;

– проведите курсором мыши по пунктам меню, ссылкам. У мошенников высвечивается одинаковый адрес. Если в конце стоит «заглушка» в виде знаков «=» или «#» – перед вами наверняка сайт-подделка.

– Нельзя исключать, что фишинговые атаки будут расти, так как сейчас все больше процессов переводится в онлайн. Гражданам необходимо быть внимательными и бдительными при совершении покупок в интернете. Нельзя сообщать посторонним лицам и вводить на неизвестных сайтах данные своей банковской карты и пароли из СМС-сообщений, – добавил заместитель председателя правительства Московской области – руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.