Спасайте себя, а не вещи: как выжить при пожаре на самолете
Фото: [Антон Денисов/РИА Новости]
Какие ошибки могут стоить жизни при эвакуации из самолета во время пожара, почему кислородные маски не защищают от дыма и в какой позе надо сидеть при аварийной посадке.
ПАНИКА УБИВАЕТ БЫСТРЕЕ ОГНЯ
Евгений – бортпроводник со стажем. Еще в начале карьеры в его практике была аварийная посадка. Паники не было, а из состояния растерянности его эффективно вывела пощечина от коллеги. По его мнению, трагедия при эвакуации пассажиров рейса Москва – Мурманск могла случиться именно из-за начавшейся паники, а также из-за быстрого распространения огня.
– Как бы ни было страшно, что бы ни творилось вокруг, пассажиру нужно попытаться сохранять спокойствие и пресекать панику других пассажиров, – поясняет Евгений. – Пожар для пассажира всегда внезапен. По всему самолету он может распространиться всего за 60 секунд. Поэтому нужно четко выполнять все команды. После остановки воздушного судна капитан объявляет команду «Эвакуация», бортпроводники кричат без использования телефонов громкой связи: «Все на выход!», «Оставить все!» – и указывают, куда бежать. Все, кто в состоянии двигаться, направляются к ближайшему выходу.
Главное, что нужно запомнить при эвакуации:
– Нельзя брать багаж и вещи, стараться спасти документы или деньги.
– Обязательно снять обувь с острыми каблуками.
– Не держать при себе острых и стеклянных предметов.
СПАСЕТ ВЛАЖНАЯ ТКАНЬ
Бортпроводница Алена считает, что даже если бы при аварийной посадке в самолете Sukhoi Superjet 100 сработали бы механизмы с кислородными масками, это могло не помочь в сложившейся ситуации.
– После происшедшего многие люди спрашивают у меня, почему нельзя было использовать стационарные кислородные маски, – делится бортпроводница. – Дело в том, что они используются только при разгерметизации самолета и конструктивно не могут защитить от продуктов горения. Общая рекомендация при пожаре и при задымлении – использовать влажную ткань. Ведь страшен не только огонь, но и продукты горения. Поэтому жизненно важно защитить органы дыхания.
Аварийная посадка может быть жесткой, предупреждает Алена. К этому нужно быть готовым заранее. Вот почему так важно оставаться на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности до остановки самолета.
– Возможно несколько ударов, – предупреждает она. – Тут задача просто выжить. Перед самой аварийной посадкой необходимо принять безопасную, так называемую фиксированную позу. Она есть в инструкции, но бортпроводники обязательно подадут команду, когда ее надо принять. Эвакуация начинается лишь после полной остановки воздушного судна. Пока судно находится в движении, никто не откроет двери. Как только двери открыты, трапы надуты, начинается эвакуация.
ВЕРЬТЕ ЭКИПАЖУ
Дмитрий – действующий пилот. Он советует в любой ситуации сохранять доверие к экипажу и следовать всем инструкциям.
– Какая бы аварийная ситуация ни случилась, всегда есть процедуры, которые помогают справиться с проблемой. Все аварийные процедуры отрабатываются на тренажерах: действия, команды и прочее. Сейчас в социальных сетях осуждают аварийно-спасательные службы аэропорта Шереметьево: мол, они уже должны были стоять вдоль полосы, кто-то заявил, что вообще пеной полосу должны были залить. Так вот, экипаж не запрашивал аварийных служб. Возгорание произошло уже после касания. И при этом все аварийно-спасательные службы, несмотря на столь резкий поворот событий, прибыли в течение 2–3 минут, – прокомментировал пилот.