Пойдем своим путем: почему Россия хочет выйти из Болонского процесса?

Общество
Сергей Кузнецов/РИА Новости

Фото: [Сергей Кузнецов/РИА Новости]

В Минобрнауки РФ на днях заявили о намерении выйти из Болонской системы образования. Почему такой переход должен быть плавным, повлияет ли он на ЕГЭ, что нового принесет в жизнь студентов и преподавателей?

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. При этом переход на систему бакалавриата и магистратуры был болезненным и растянутым во времени.

– Первые разговоры о возвращении к специалитету – уровню высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация специалиста, – начались еще в прошлом году, – рассказывает проректор по учебно-методической работе Государственного социально-гуманитарного университета Елена Ветошкина из Коломны. – Дело в том, что наше общество до сих пор не привыкло к тому, что бакалавр – это человек с высшим образованием. Очень часто и обыватели, и работодатели считают эту степень неоконченным высшим образованием.

Эксперт уверена: психологически население готово к возвращению специалитета. Одно из его преимуществ в том, что работодателю легче определить квалификацию человека и понять, кем он может работать.

Ветошкина предупреждает о серьезных временных и ресурсных затратах, которые повлечет за собой переход. Ведь сначала на федеральном уровне придется разрабатывать новые стандарты, нормативно-правовую базу. Затем субъекты Федерации будут перерабатывать всю свою нормативную базу. А уже на ее основе вузы будут создавать новые планы.

Также, по мнению эксперта, не следует полностью переключаться на стандарты и планы 20-летней давности. За это время сфера цифровизации и автоматизации образования шагнула далеко вперед.

– Надо взять лучшее из того, что было у нас раньше, и совместить с плюсами Болонской системы. Идеальной комбинацией было бы увеличение аудиторных занятий и сохранение практико-ориентированного подхода, который так ярко проявляется в бакалавриате. В этом случае мы сможем найти золотую середину и построим собственную уникальную систему образования, не бросаясь из крайности в крайность.

Особенно важно, по словам эксперта, не отказываться от ЕГЭ, благодаря которому перед выпускниками открываются широкие возможности: можно подавать документы сразу в пять вузов и выбирать в каждом до 10 направлений.

Депутат Мособлдумы Николай Черкасов считает необходимым максимально адаптировать новую систему образования к нашей реальности с учетом отечественной ментальности, исторических и культурных традиций.