Байки из склепа: некрофильский скандал разгорелся вокруг усыпальницы на Ваганьковском кладбище
Фото: [Анна Соколова/Подмосковье сегодня]
Обвинения в некрофилии и эксгумации трупов, организация незаконного погоста, масштабные проверки полиции, прокуратуры и других надзорных ведомств – жуткие страсти разгорелись в Пушкинском г.о. Подмосковья. Под раздачу попала даже городская администрация. А причиной скандала стала борьба за право обладания древним склепом на Ваганьковском кладбище стоимостью в десятки миллионов. Какая связь между культовым московским погостом и Пушкино – разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».
УПОКОИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ВЫСОЦКИМ
Несмотря на будний день и хмурую, пасмурную погоду, Ваганьковское кладбище полно туристов. Люди бродят между рядами могил, фотографируют памятники на захоронениях известных личностей. Годы идут, но самым популярным объектом на Ваганьковском кладбище до сих пор остается могила Владимира Высоцкого. Так и в этот мартовский день люди шли к ней, клали цветы и делали на ее фоне селфи.
Могила барда расположена прямо у центрального входа. В нескольких метрах от нее стоит Воскресенский храм, где как раз только что закончилась служба. А с торца храма притулился склеп известного московского мецената Ивана Афанасьевича Александренко.
Несведущий человек, поглядев на него, просто пройдет мимо. Усыпальница сейчас выглядит как старый, проржавевший сарай. На дверце – висячий замок, к стене склепа прислонены лопаты. Лишь пирамидки гранитных цоколей по углам напоминают о культовом происхождении строения.
Я открываю на телефоне фотографию склепа – каким он был более века назад. Изящное сооружение, со стелой, крестом и художественной ковкой – творение знаменитого дореволюционного архитектора Сергея Вашкова. Именно ему в начале XX века купец Иван Александренко заказал построить семейную усыпальницу на Ваганьковском кладбище.
Если отреставрировать этот склеп, вернуть ему былой прекрасный облик, то в нем не отказались бы упокоиться самые знаменитые и богатые люди Москвы. А если учесть, что еще и соседями в загробной жизни будут Владимир Высоцкий и Александр Абдулов, могила которого тоже неподалеку, и Сергей Есенин, который захоронен чуть дальше, то по престижности эта усыпальница сравнима, наверное, лишь с пирамидой Хеопса.
БРЕД ИЛИ НЕ БРЕД?
О купце Иване Александренко и его склепе мы узнали из телефонного звонка, поступившего в редакцию «Подмосковье сегодня». Мужчина, представившийся Алексеем Дудко, рассказал, что является потомком купца. И что его бренные останки незаконно эксгумировал и захоронил на нелегальном кладбище под Пушкино некий злодей по имени Андрей Дударев. А может быть, это были кости и не предка, а кого-то другого, а Дударев выдал их за кости Александренко, но все равно все незаконно. Защитите, мол, память предка от произвола умалишенного – умолял звонивший.
Этот не очень связный рассказ попахивал некоей неадекватностью, ну, часто читатели с определенными диагнозами звонят в газеты с разными дикими историями, однако… «обвиняемого» мы прекрасно знали и даже выпустили о нем несколько редакционных материалов.
Андрей Дударев, точнее, отец Андрей, ибо он священнослужитель – клирик Никольского собора в Лосино-Петровском, известный подмосковный общественник и краевед. Много лет он занимается исследованием истории Пушкино – его стараниями в городе установлен памятник Льву Толстому, мемориал героям Великой Отечественной войны, он восстановил после пожара музей В. Маяковского. О деятельности протоиерея много писали СМИ, в том числе и «Подмосковье сегодня». И тут такие серьезные обвинения.
ПОТОМОК БРАТА ЖЕНЫ ПРИЕМНОГО СЫНА
«Алексей Дудко обратился ко мне как пушкинскому краеведу. Сказал, что он потомок одного из священников, историей которого я занимался. Потом выяснилось, что, по его словам, он потомок многих известных жителей Пушкино. Меня тогда удивило, что Алексей интересовался исключительно экономической биографией личностей. Чем они занимались, бизнес, квартиры, недвижимость, склепы», – вспоминает отец Андрей.
Одним из своих предков Алексей Дудко называл Ивана Александренко. Иван Афанасьевич был московским купцом 1-й гильдии, владельцем ткацкой фабрики.
А в поселке Клязьма (ныне один из микрорайонов Пушкино) у него был загородный дом. Александренко был меценатом, которого ценили и уважали в подмосковном поселке – он на свои средства построил тут храм и церковно-приходскую школу. Купец и его жена Пелагея, согласно публикации в пушкинском краеведческом журнале, были похоронены в Москве, на Ваганьковском кладбище.
«Я потомок брата жены приемного сына Ивана Александренко. Документы, подтверждающие родство, у меня есть – я их скачал с сайта мормонского архива в Солт-Лейк-Сити. К Дудареву я обратился с просьбой помочь оформить склеп Александренко на Ваганьковском кладбище. Он не принадлежал нам, документы на него были утеряны, нужно было восстановить право на него. А Дударев меня обманул», – возмущается Алексей Дудко.
ОСТАНКИ НЕ НАШЛИ
Как рассказывает отец Андрей, Дудко попросил его обследовать склеп на наличие в нем останков Александренко. Они приехали на Ваганьковское, попросили ключ от склепа. И обнаружили, что уже много лет усыпальница функционирует в качестве кладбищенского сарая. И никаких останков внутри нет.
«Ну что, я выгреб оттуда тонны ржавого металлолома и другого мусора. Останками там и не пахло. Мы весь процесс снимали на видео. Мол, если обнаружим кости, то это будет зафиксировано. Но никаких костей не было», – разводит руками священник.
Разочарованный отсутствием останков, а, следовательно, отсутствием и поводов, дающих ему право претендовать на склеп, Алексей Дудко исчез из жизни протоиерея. Священник тем временем про это дело не забыл. Куда же могли деться останки купца и его жены?
«Как раз в это время я начал проводить изыскания на нашем заброшенном Боголюбском кладбище. Его закрыли еще при большевиках, сровняли с землей. О том, что когда-то там находился погост, не знал никто. Дачники сбрасывали туда мусор. И вот в одной из мусорных ям были обнаружены человеческие останки. Так мы и нашли Боголюбское кладбище», – говорит Андрей Дударев.
Краевед фотографировал кости, а его друг – судебный эксперт – проводил над снимками процедуру фотоналожения прижизненных изображений людей и обнаружил, что останки идентичны некоторым известным деятелям Клязьмы – купцу Михаилу Шарикову и членам его семьи, другу Маяковского, художнику Василию Чекрыгину, и фабриканту Варфоломею Рабенеку. Но три скелета оставались неопознанными.
СКЕЛЕТЫ ОПОЗНАЛИ
Тогда Дудареву и пришла в голову идея совместить фото этих черепов с фотографиями Ивана Александренко и его жены. И они совпали!
По словам священника, так и открылась тайна исчезновения останков из склепа на Ваганьковском: в 20-е годы столичные кладбища подвергались вандализму и разграблению. И гробы купца и его жены из склепа были, наверное, перенесены родственниками на тихий погост в поселке, который они так любили при жизни. Такая версия Андрея Дударева.
«Я, радостный, тут же позвонил с этой новостью Алексею Дудко. А он выслушал меня с большим недовольством. Сказал, что уже сообщил администрации Ваганьковского кладбища о том, что я нашел в склепе Александренко его останки. Но я-то их не находил там! Тогда Алексей предложил мне тайно подложить найденные на Боголюбском кладбище останки в склеп на Ваганьковском. Я с негодованием отказался», – произносит священник.
Более того, он с помпой воздвиг над этими останками на Боголюбском кладбище памятный крест и табличку, что здесь покоятся Иван и Пелагея Александренко. На торжественном мероприятии присутствовали чиновники городской администрации и журналисты. Так Иван и Пелагея Александренко официально обрели место упокоения на пушкинской земле. А вовсе не на Ваганьковском кладбище.
КРИПТЫ РАЗГРАБЛЯЛИСЬ
«Таким образом, Алексей лишился главного фактора, чтобы оформить на себя этот склеп. И он мне этого не простил. Сразу начал кампанию против меня – заявления в полицию по поводу незаконной эксгумации, организации нелегального кладбища. Хочет выставить меня сумасшедшим, чтобы доказать одно – что останки, которые были найдены в Пушкино, не принадлежат Александренко. Под раздачу даже администрация Пушкино попала – им тоже посылают запросы, как вы, мол, это непотребство разрешили», – вздыхает священник.
Сейчас Алексей Дудко обзывает протоиерея некрофилом и утверждает, что он собрал останки не известных людей Пушкино, а просто кости непонятно кого.
Но, а правда, как так получилось, что купец с супругой оказались похоронены на совершенно обычном сельском кладбище, пусть даже и в поселке, где жили, если у них был шикарный склеп на Ваганькове, рядом с их городским домом на Таганке?
«Возможно, что гробы на самом деле перенесли отсюда в 20-е годы. В то время захоронения, действительно, активно разграблялись. Особенно те, которые в виде крипты, то есть, гробы не закапывались в землю, а клались на полки склепов», – качает головой настоятель Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище отец Сергий Матюшин.
Точно об этом сейчас не может сказать никто. Наверное, мог бы только известный пушкинский краевед Иван Чекалкин – он когда-то давно проводил изыскания истории семьи Ивана Александренко, именно по добытой им информации купец был похоронен изначально на Ваганьковском кладбище. Но связаться с краеведом не представляется возможным – полгода назад его осудили за педофилию и отправили отбывать срок в исправительную колонию.
А ДОКАЖИ, ЧТО ЭТО ЗАХОРОНЕНИЕ!
Однако где бы ни покоились ныне останки Александренко, факт официальный, что он еще при жизни приобрел на Ваганьковском кладбище участок земли и построил на нем фамильный склеп. И может ли сейчас претендовать его потомок на это имущество?
«Ну, для начала ему нужно подтвердить свое родство с покойным владельцем склепа. И это должны быть не сканы с мормонского сайта, а оригиналы всех документов – свидетельств о рождении, о браке, о смене фамилии всех людей по цепочке. Или их нотариально заверенные копии», – объясняет юрист Кира Разумовская.
Допустим, потомку брата жены приемного сына владельца склепа на Ваганьковском кладбище удастся подтвердить свое происхождение и данный уровень родства окажется достаточным для администрации кладбища, чтобы получить паспорт захоронения. Но если в склепе уже век как нет останков, то не выступает ли это обстоятельство неким нюансом?
«Конечно. При отсутствии правоустанавливающих документов на склеп и физических останков придется доказывать, что это именно захоронение. Если это удастся, то сотрудники администрации кладбища могут выдать паспорт захоронения. Но я сомневаюсь, что они на такое пойдут», – предполагает председатель Центральной коллегии адвокатов г. Москвы Дарья Жидких.
Тем временем Алексей Дудко не отчаивается и уверен, что склеп Александренко на Ваганьковском – уже фактически ему принадлежит.
«Я уверен, что останки вынесли из склепа сами же служители Воскресенского храма. Предполагаю даже место, где они сейчас находятся. Но наличие или отсутствие останков никак не влияет на оформление права на захоронение. Я буду реставрировать этот склеп. Денег у меня нет, надеюсь, что Церковь поможет. Ведь Иван Афанасьевич очень много для нее сделал», – размышляет Алексей Дудко.
ЗАПЛАТИ – И МЕСТО ВАШЕ
Ему всего 63 года – самый прекрасный и активный возраст для мужчины. О смерти задумываться еще рано. Алексей так и не ответил на вопрос – хочет ли он сам быть когда-нибудь упокоенным в этом склепе? На этом самом престижном погосте России, рядом с Высоцким, Есениным и Абдуловым? Или обладание этим склепом можно монетизировать?
Как категорически ответили сотрудники Ваганьковского кладбища, здесь возможны только родственные захоронения, то есть покойник должен быть в родстве с обладателем паспорта захоронения.
Однако интернет пестрит объявлениями «Продам могилу на Ваганьковском кладбище». Я позвонила по одному из них.
«Это не продажа, а переуступка права на могилу моих тети и дяди. Все юридически законно. Однако в момент оформления переуступки вам придется подтвердить с нами родство. Есть специальные агенты, которые за вознаграждение изготовят все необходимые документы – свидетельства о рождении, браках и так далее. И все – по ним вы становитесь нашей родственницей», – объясняет автор одного из таких объявлений Мария.
Мария говорит, что раньше, при прежней администрации Ваганьковского кладбища, процедура переуступки прав на захоронение не требовала подтверждения родства. Но о бойкой торговле местами на престижном погосте узнала общественность, и прежний директор кладбища вылетел с работы.
«Я пыталась узнать в администрации, можно ли оформить переуступку прав просто так. Мне ответили уходить подобру-поздорову, пока они не сообщили, куда следует. Сейчас такие вещи не прокатывают. Поэтому только через фальшивые документы. Но вы не волнуйтесь, я слышала, что при заключении сделки их подлинность особо не проверяют», – обнадеживает Мария.
Так что за (конкретную сумму назвать нам запрещает закон) можно купить место под захоронение одного лица. А в склепе можно похоронить огромное количество человек. Обладать фамильной усыпальницей на культовом столичном кладбище не отказались бы и самые богатые россияне.
«Подмосковье сегодня» направило редакционный запрос в ГБУ «Ритуал» г. Москвы, в ведении которого находятся все кладбища столицы, в том числе и Ваганьковское. Издание будет следить за развитием событий вокруг склепа Ивана Александренко.
Ранее мы писали о том, что сенатор от Смоленской области оказалась причастной к уголовному делу о хищении гуманитарной помощи.