Благодаря специальному проекту дети-аутисты в Балашихе адаптировались к обычной школе

Общество
из архива фонда "Шаг в инклюзию"

Фото: [из архива фонда "Шаг в инклюзию"]

В сентябре 2018 года в Подмосковье заработал уникальный образовательный проект – первый в регионе инклюзивный класс для детей-аутистов. По задумке, дети с особенностями развития на протяжении учебного года посещали обычную школу, постепенно включаясь в стандартный образовательный процесс. Насколько проект оказался успешным, «Подмосковье сегодня» узнало у организаторов и родителей детей-аутистов.

ОБЩЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ

Даниэлю восемь лет. Этот год он отходил в инклюзивный класс практически от звонка до звонка. Пять дней в неделю, по три урока, каждый из которых длился 35 минут. На переменах и в столовой общался со сверстниками из обычных классов. Мама мальчика Лилия Каримова рассказывает, что все это помогло ее сыну сгладить проблемы в поведении.

– Даниэль не чистый аутист, у него небольшие отклонения в поведении. Он очень активный, общительный. И здесь он научился правильно применять свою энергию, – рассказывает Лилия. – Общение с другими ребятами стимулирует моего сына учиться лучше и быстрее адаптироваться, чтобы перейти на обучение в обычный класс. Хорошие результаты у всех участников проекта. Например, наша одноклассница Эльмира вошла в пятерку лучших учеников школы по математике в своем возрасте.

ЭТО НЕ КОРРЕКЦИЯ

Проект в сентябре прошлого года запустили на базе школы № 28 в Балашихе. Организатором выступил благотворительный фонд «Шаг в инклюзию». По словам президента организации Анны Сергеевой, главной задачей было разработать программу образования, отличающуюся от стандартных коррекционных. Инклюзивный класс, по сути, выступает переходной зоной между домашним обучением, которое до этого получало большинство учеников, и обычной школой.

– Поначалу дети из инклюзивного класса общаются со сверстниками на переменах и в столовой, потом посещают предметы в обычных классах и «тянут» программу наравне с обычными детьми, а потом и вовсе полностью переводятся, – поясняет Сергеева.

ЗАЯВКИ И ПРЕМИЯ

В первый учебный год участниками проекта стали пять детей. Двое перевелись в обычные классы. Остальные трое с сентября вновь возобновят обучение в инклюзивном. К ним присоединятся двое новых ребят. Одним из них станет сын Ларисы Субботиной Андрей.

– Мы слышали отзывы об этом проекте и возлагаем на него большие надежды, – рассказывает Лариса. – У нас уже имеется негативный опыт обучения в коррекционном классе в Москве. Там учитель не понимала тонкостей работы с аутистами и могла на них накричать или обидеть. Как отмечает Сергеева, всего к ним на новый учебный год поступило около 400 заявок. Но пока класс может насчитывать лишь пять человек, иначе, по словам специалиста, система будет работать неэффективно.

– Я сама мама такого ребенка и три года изучала методики разных регионов. Есть и финансовый аспект. За каждым учеником у нас закреплен тьютор, прошедший обучение по методике прикладного анализа поведения, – рассказывает Сергеева. – Обучить и нанять такого человека – дело дорогостоящее, а обучение в нашем классе бесплатное.

В том числе и для получения финансовой поддержки активисты проекта в этом году решили выдвинуть свою инициативу на соискание премии «Наше Подмосковье».

– Мы доказываем, что детей с особенностями развития возможно обучать, и хотим дальше развивать эту отрасль образования, а для этого нам нужны средства и поддержка государства, – говорит Анна Сергеева.