Будущих педагогов в Орехово‑Зуево научат путешествовать по пищеводу и кормить гречиху льном

Общество
Из архива ГГТУ

Фото: [Из архива ГГТУ]

Уникальное отделение с новейшим современным оборудованием открылось в Государственном гуманитарно-технологическом университете (ГГТУ) в городе Орехово-Зуево. Там будущим учителям расскажут, как стать «безумными профессорами» и вызвать у детей небывалый интерес к науке. С подробностями – корреспондент «Подмосковье сегодня».

ВМЕСТЕ С МГУ

Возможность открыть современную лабораторию у ГГТУ появилась после участия в научно-образовательном консорциуме «Вернадский – Подмосковье», который инициировал ректор МГУ Виктор Садовничий. Эту платформу создали в марте этого года для сотрудничества регионального Министерства образования, подмосковных вузов и МГУ для подготовки научных и педагогических кадров.

Соглашения предусматривают совместные научные исследования, создание и реализацию образовательных программ, совершенствование подготовки кадров, открытые лекции, мастер-классы ведущих педагогов и ученых, развитие механизмов поиска и поддержки талантливой молодежи. Именно для реализации этих грандиозных планов в вузе и появилась серьезная высокотехнологическая база в виде Центра STEAM-образования.

В ОЦЕПЕНЕНИИ

В ГГТУ это направление получило собственную, довольно забавную аббревиатуру – СЛОН (Современная Лаборатория Открытий и Новаций).

– В лаборатории мы делаем упор на практико-ориентированное образование, – поясняет директор ресурсного центра педагогического образования Московской области, доцент кафедры биологии и экологии ГГТУ Ольга Мишина. – В первую очередь это поможет показать будущим педагогам, что наука не оторвана от жизни, а часть нашей жизни. Чтобы они потом донесли эти мысли своим ученикам.

Хороший пример такого подхода – шоу с химическими и физическими опытами, которое сейчас все чаще заказывают на детские праздники. Малыши, видя, как перед их глазами все кипит и шипит, буквально застывают от удивления. По словам специалистов, студенты, прошедшие обучение в СЛОНе, смогут не хуже с помощью науки вводить в оцепенение школьников.

КРАСНЫЙ ЛУЧШЕ

На данный момент одним из ведущих направлений в новой лаборатории стало растениеводство. В том числе именно для этой сферы закупили новое оборудование, которому позавидуют ведущие научно-исследовательские институты России.

– Например, у нас появилась «умная теплица», – рассказывает Мишина. – Выглядит как обычная, а на самом деле это роботизированный комплекс. Она нашпигована всевозможными датчиками, которые измеряют уровень освещенности, температуры, влажности. В ней мы проводим опыты даже с цветовой температурой – смотрим на урожайность культур при синем, красном, зеленом освещении. И уже получены первые результаты. Оказалось, что для образования хлорофилла больше подходит красный цвет.

Также для определения уровня этого самого хлорофилла и других пигментов в лаборатории есть спектрофотометр – очень тонкий и высокотехнологичный прибор. С его помощью студенты учатся управлять ростом и развитием растений, а в ближайшее время начнут экспериментировать с составом почв.

Помимо сельхознаправления, в лаборатории активно изучают вопросы на стыке химии, физики, математики и биологии. Например, человеческую анатомию студенты осваивают с помощью очков виртуальной реальности. Они в буквальном смысле путешествуют по человеческому телу, как в фантастических фильмах, наблюдают, как пища проходит по пищеводу, как попадает в желудок или как печень очищает кровь.

ОТКРЫТИЯ ЗАПАТЕНТУЮТ

Благодаря современным технологиям и новому подходу студенты из Орехово-Зуево уже стоят на пороге важного открытия. Они пытаются доказать, что льняную костру (отходы льняного производства. – Прим. ред.), которую сейчас просто утилизируют, можно использовать в качестве эффективного удобрения. В частности, чтобы повысить урожайность гречихи. Будущим экспериментом заинтересовались даже в Тимирязевской академии. Если испытания пройдут успешно, способ запатентуют.

Мнения:

Ольга ЗАБРАЛОВА, первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области:

– Проект «Вернадский – Подмосковье» реализуется на всех уровнях: в школах, колледжах, вузах. Так, каждому вузу будет уделяться персональное внимание и индивидуальное развитие по специальностям: космонавтика, наноматериалы, ядерная физика и другим. Совместное использование ресурсов МГУ, Российского союза ректоров и Подмосковья, несомненно, пойдет на пользу отечественной науке.

Надия Юсупова, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета:

– Цель всей работы – переход на новый научно-образовательный уровень, создание и реализация инновационных образовательных проектов. СЛОН – прообраз принципиально нового подхода к обучению и повышению квалификации педагога, учителя цифровой школы, учителя будущего.

Справка

STEAM – движение, набирающее силу в мировом образовании, но пока не очень известное в России. Аббревиатура расшифровывается как S – science (естественные науки), T – technology (технологии), E – engineering (инженерия), A – art (творчество), M – mathematics (математика). Смысл этого направления – преподавать не отдельные теоретические предметы, а формировать междисциплинарный образ мышления, действовать на стыке наук, включать в образовательный процесс как знания, так и практики.