Главный врач скорой помощи Московской области Олег Какурин: мы переломили ситуацию дефицита кадров

Общество
Геодакян Артем/ТАСС

Фото: [Геодакян Артем/ТАСС]

Полная цифровизация вызовов, приложение, где можно отследить передвижение скорой и оставить отзыв, бригады с планшетами вместо бумажных карт – все это обозримое будущее Московской областной станции скорой медицинской помощи. Об этом и о том, как еще качественно меняется учреждение, рассказал его главный врач Олег Какурин.

УКРУПНЕНИЕ НА ПОЛЬЗУ

– Олег Вячеславович, с конца 2017 года Московская областная станция скорой медицинской помощи была зарегистрирована на одно юрлицо и стала единой большой структурой. Что она сейчас собой представляет?

– МОССМП сегодня – это 51 подстанция и 81 пост по всей Московской области. Это 742 автомобиля санитарного транспорта. Это 827 врачей и 3848 человек среднего медицинского персонала, которые в среднем за год отрабатывают почти 2,3 млн выездов.

– В целом проект укрупнения структуры и создание единой диспетчерской службы пошли на пользу?

– Безусловно, с объединением станций показатели оперативности улучшились. Сегодня в 80% случаев бригады успевают доезжать на вызов быстрее чем за 20 минут. Здесь сыграли свою роль и внедрение новой системы мониторинга, и другой подход к маршрутизации бригад. Например, сейчас на вызов направляется ближайшая машина вне зависимости от границ муниципалитетов.

– Но были и шероховатости. Например, образовался дефицит кадров. Как сейчас с этим обстоят дела?

– В конце 2017 года у нас была колоссальная текучка кадров из-за реорганизации. Тем не менее мы переломили ситуацию – сейчас к нам идут работать люди как из соседних регионов, так и из дальних субъектов. Пока дефицит специалистов составляет 36% – по врачебному персоналу и 17% – по среднему медицинскому персоналу. Но только в этом году удалось привлечь 29 врачей и 306 средних медицинских работников. Многие делают выбор в пользу нашего региона благодаря программам «Земский доктор» и «Социальная ипотека». Есть в регионе и ежемесячные доплаты молодым специалистам 3000 руб.

– Часто ли сейчас обновляется парк автомобилей?

– Мы внимательно следим за тем, чтобы оперативно менять автомобили, которые исчерпали свой ресурс. Например, в этом году запланирована закупка 75 единиц санитарного автотранспорта за счет средств областного бюджета. Все авто будут оснащены необходимым оборудованием: электрокардиографами, дефибрилляторами, транспортными мониторами, аппаратами ИВЛ, кислородными ингаляторами, наркозными аппаратами и многим другим. А также навигационным оборудованием.

ПЛАНШЕТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ

– Используют ли бригады скорой до сих пор бумажные карты?

– Пока полностью отказаться от бумажных карт вызовов невозможно. На сегодняшний день это неотмененный юридический и финансовый документ. Но наряду с этим мы активно используем IT-продукты: «Система 112», приложение «103». В ближайшей перспективе – оснастить все бригады планшетами. На первом этапе их получат 14 бригад в Красногорске. С помощью них вся информация об обслуживании вызова будет передаваться в режиме онлайн. Это в том числе сократит время передачи вызова бригаде и положительно скажется на времени реагирования.

– Если взаимодействие с «Системой 112» идет уже с 2015 года, то приложение «103» – одно из ноу-хау. Расскажите, как оно устроено.

– Приложение успешно запущено в эксплуатацию. С его помощью возможно не только связаться с экстренными службами, но и отследить движение автомобиля. В ближайшее время рассматривается возможность расширения функционала. Например, планируется добавить возможность связаться с бригадой, назначенной на ваш вызов, и заполнить анкету качества оказания скорой медицинской помощи.

– Еще одно нововведение этого года – система СМС-оповещений. Как она себя показывает?

– Этот сервис мы запустили три месяца назад. Он информирует пациентов об этапах выполнения вызова. Это позволяет отследить соблюдение всех временных параметров и пациентам, и руководству. В целом старт данного проекта можно признать успешным: появились новые возможности обнаружить потенциальные резервы для улучшения оперативности.

О ВЫЗОВАХ

– Сколько выездов бригады Московской области уже отработали в этом году?

– Около 1,7 миллиона.

– Это в основном «кашель, температура» или что-то более серьезное?

– Традиционно до двух третей вызовов составляют обращения за медицинской помощью при обострениях хронических заболеваний и состояниях, не требующих экстренной медицинской помощи и госпитализации. На оставшуюся одну треть приходятся травмы, утопления, ожоги, инфаркты, инсульты, комы различной этиологии.

– Можете привести примеры, когда оперативность и слаженная работа спасла человеческую жизнь?

– Таких ситуаций десятки каждый день. Из последнего, что вспоминается, в августе был случай, когда человек выпил на даче антибиотик, пытаясь заняться самолечением, и вызвал у себя анафилактический шок. Бригада доехала за 9 минут. Сознание отсутствовало, пульс и артериальное давление не определялись. «Откачали» на месте. Госпитализирован мужчина был уже в стабильном состоянии.

– Врачи скорой оказываются первыми и на глобальных авариях и катастрофах. Например, если вспомнить трагичный случай в начале мая в аэропорту Шереметьево, как происходило спасение людей там?

– Первая бригада тогда прибыла на место через 12 минут. В течение 30 минут дополнительно прибыли еще 24 подмосковные бригады. Автомобили тогда на территорию аэропорта пустили оперативно. Медицинская помощь была оказана шести пострадавшим, пятерым потребовалась медицинская эвакуация в стационары. Тогда отличившиеся медицинские работники были награждены благодарственными письмами Министерства здравоохранения Московской области и были премированы.

Официально

14 сентября – Всемирный день оказания первой медицинской помощи, в связи с чем Министерство здравоохранения Московской области поздравляет всех причастных с профессиональным праздником, желает крепкого здоровья вам и вашим близким, а главное благодарит за вашу работу и каждую спасенную жизнь.