Как американцы присвоили себе гимн Подмосковья

Общество

На российском музыкальном олимпе разгорелся очередной скандал: несколько песен о Московской области, в том числе и неофициальный гимн региона «Подмосковный наш край», опубликовали на сервисе iTunes без отчислений композитору Максиму Дунаевскому и поэту Петру Синявскому и даже без указания их авторства. Также в плей-лист попали гимны Королева и Электроуглей, композиции групп «Лесоповал», «Ласковый май» и других исполнителей. Автором всех перечисленных песен подписали некоего Сергея Белого. «Подмосковье сегодня» удалось разыскать этого человека. Оказалось, за всем стоит авторитетный американский продюсерский лейбл.

НЕ ТОТ ШАНСОНЬЕ

Недавно друзья журналиста, певца и ведущего, а ныне главного редактора нашей газеты Ильи Попова наткнулись на сервисе iTunes на песню «Подмосковный наш край» в его исполнении. Только почему-то композиция значилась в альбоме шансонье Сергея Белого.

– Сначала они подумали, что я взял псевдоним, но когда увидели, что на обложке к альбому изображен совершенно незнакомый мужчина, решили сообщить мне, – рассказывает Попов. – Я послушал. Голос мой, песню эту я записывал в студии Максима Дунаевского для работы на концертных площадках в регионе. Предполагаю, что взяли с моей страницы в соцсети, нигде больше я ее не публиковал. И теперь моей песней пользуется посторонний человек и зарабатывает на этом.

Дело в том, что сервис iTunes платит отчисления авторам и исполнителям тех композиций, которые он у себя размещает. За одну закачку – около 20 руб. По сути, копейки, но за год даже у нераскрученных музыкантов набегает солидная сумма.

И ПОДВИГ, И ПРАВОСЛАВНОСТЬ

«Подмосковный наш край» – знаковая песня для жителей области, которая считается неофициальным гимном региона. Многие прекрасно знают, кто ее автор и исполнитель. Об истории создания композиции нам рассказал продюсер Владимир Виноградов.

– Раньше у нашего региона просто не было своей песни, – вспоминает Виноградов. – На официальных мероприятиях крутили «Подмосковные вечера». Мне захотелось это изменить.

В 2003 году Виноградов обратился к поэту-песеннику Петру Синявскому. Тот написал стихотворение. В нем органично сплелись и историческая «православность» территории, и подвиг советских граждан в Великую Оте­чественную. Виноградов отдал текст композитору Максиму Дунаевскому, который написал под него музыку.

– Эту песню мы записали тогда в совместном исполнении ВИА «Лейся песня», Владимира Маркина, группы «Нэнси» и детского хора, – говорит Виноградов. – Впервые она прозвучала на 75-летии Московской области.

С того момента песня стала хитом, звучащим на всех областных праздниках. В разное время ее исполняли Лев Лещенко, сам автор музыки Максим Дунаевский, множество музыкантов из области.

– В 2013 году мы записали эту песню с нашим ведущим и сценаристом программ Ильей Поповым, – поясняет Виноградов. – С тех пор она стала использоваться на официальных мероприятиях и на областных праздниках именно в этой версии.

БЕЛЫЙ ИЛИ БИЛЫЙ?

Примечательно, что в этом же плей-листе под именем шансонье оказались такие треки, как «Глупые снежинки» Юры Шатунова, «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал». Причем в оригинальном исполнении. Также в альбом Белого вошли гимны городов Королев и Электроугли.

– Гимн Электроуглей действительно исполняет Сергей, только не Белый, а Билый. Он автор музыки к нему, композитор из Минска, с которым я работаю уже больше десятка лет, – ошарашила нас автор слов, поэтесса из Санкт-Петербурга Екатерина Приходько. – А слова мои. Этот гимн мне для своей дочки заказала жительница Электроуглей.

Неужели шансонье, присвоивший себе песни, так легко нашелся? Просто поменял одну букву в фамилии. Но версия не подтвердилась. Сергей Билый – действительно известный композитор, автор музыки многочисленных хитов белорусской эстрады.

– Исполняю эту песню я, музыка тоже моя, – удивился Сергей Билый, прослушав песню в iTunes почти полного своего тезки. – Сергей Белый, кто бы он ни был, не имеет к этой песне никакого отношения. Голос на записи мой. Все права на текст и музыку зарегистрированы нами с Екатериной в Российском авторском обществе (РАО).

Еще одна композиция, попавшая в скандальный плей-лист, – «Без тебя». Ее автор – шансонье из Краснодара Сергей Сорокин. «Подмосковье сегодня» удалось выяснить, что в свое время он брал псевдоним Белый. Но и это оказался не тот Белый.

– Песня «Без тебя» действительно моя. Я ее написал шесть лет назад для своей второй жены, сам и исполнял, – рассказывает Сорокин. – Я действительно брал творческий псевдоним Сергей Белый. Но к этому плагиату отношения не имею. Свой псевдоним не регистрировал, с iTunes никогда не сотрудничал.

ВЫ МЕНЯ С КЕМ-ТО ПУТАЕТЕ!

Чтобы найти того самого Белого, мы решили разобраться, как песни попадают в iTunes. Правообладатель (музыкант, композитор, автор) подписывает договор с какой-либо медиакомпанией. И уже та заключает договор с iTunes и передает сервису альбомы своих клиентов. Получается, этот неуловимый шансонье вообще может быть фейковой личностью, созданной одной из компаний.

Но все же тот самый Сергей Белый оказался реальным человеком, автором-исполнителем в жанре шансон из маленького городка Белово Кемеровской области. На своих страницах в соцсетях он в течение нескольких лет размещал свои песни. Композиций из плей-листа iTunes в его аккаунтах мы не обнаружили. Связаться с Сергеем удалось благодаря сотрудникам управления культуры администрации Белово.

Сейчас Сергею 58 лет, он инвалид по зрению. Живет один, мать умерла, с женой развелся, с детьми отношений не поддерживает.

– Музыкой я увлекаюсь с детства, – рассказал певец. – Стихи писал про любовь, про войну. Сначала пел во дворе на лавочке, потом организовали ВИА, выступали на танцах. Одно время руководил нашим сельским ДК.

Несколько лет назад Сергей стал исполнять свои авторские песни, выкладывать их на свои страницы в соцсетях. Он выступал с концертами в кафе и ресторанах родного Белово. У музыканта сформировался круг поклонников.

Сергей подтвердил, что на обложке плей-листа размещена его фотография. Но про песни «Подмосковный наш край» и гимны Королева и Электроуглей он никогда не слышал.

– Вы меня с кем-то путаете! – заявил Белый. – Я не писал и не исполнял этих песен.

НЕ ПОЛУЧИЛ НИ КОПЕЙКИ

Однако объяснение, как это могло произойти, у Белого есть.

– В 2016 году мне в социальных сетях написал директор лейбла World Media Alliance (WMA) Георгий Сергеев, – поясняет музыкант. – Сказал, что ему очень нравятся мои песни и он хочет помочь мне их монетизировать. Я прислал ему два своих альбома. А потом увидел, что Сергеев что-то напутал и к моим песням добавил чужие. Я не стал разбираться.

По словам Сергея, за три прошедших с тех пор года он не получил от компании ни копейки за использование своих (как оказалось, и чужих) песен. Собственно, даже защитить свои права он вряд ли сможет. Композиции Белый в РАО не зарегистрировал и с самим WMA официальный договор не заключал. Из доказательств только переписка в Фейсбуке, в который Сергей не заходит уже полгода. Нет денег оплатить интернет.

БУДЕТ СУД

Правообладатели песни «Подмосковный наш край», узнав о ситуации, пришли в негодование.

– Эта песня зарегистрирована в РАО, она часто исполняется, я за нее гонорары получаю! – с горечью восклицает автор текста, поэт-песенник Петр Синявский. – У меня ведь это не первый случай. Присваивали целые книжки. А по песне «Прорвемся, опера» было аж два судебных процесса. Получил тогда компенсации хорошие.

Не оставит этого дела и композитор Максим Дунаевский.

– Все мои произведения автоматически регистрируются в РАО, – пояснил композитор. – И эта песня тоже. Я скажу своему представителю в РАО, чтобы они направили письмо в WMA с указанием, что автор в действительности другой.

Возмущены и другие правообладатели треков из плей-листа. Как рассказала Екатерина Приходько, с ней уже происходил подобный случай.

– Люди думают, что все безнаказанно пройдет! – негодует Екатерина. – Это не так. Мою песню «Не пойду замуж я», которую исполнили «Бурановские бабушки» и Варвара, взяло одно тольяттинское предприятие. Немножко переделали песню и запустили как рекламный ролик в своих магазинах. Надеялись, что никто ничего не узнает. Узнали. РАО подало на них в суд, иск выиграли.

Илья Попов готовится к подаче судебного иска против WMA. Также он рассматривает возможность обращения в правоохранительные органы.

Оказалось, что компания World Media Alliance славится тем, что «нехорошо» поступает с правообладателями. В социальных сетях множество жалоб, касающихся того, что дистрибьютор не платит своим клиентам ни копейки за коммерческое использование их контента. Выкладывает в открытом доступе альбомы исполнителей, с которыми у них нет ни малейших договоренностей. Зачастую нераскрученные авторы не отваживаются судиться с американской компанией. Чем закончится дело в этот раз – покажет время.

Официально
Пресс-служба Российского авторского общества:

– Что касается компании World Media Alliance, то нам поступали жалобы, связанные с ее деятельностью. По поводу этой ситуации, если человек выдает чужую фонограмму за свою, то это является противоправным действием, квалифицируемым по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). При регистрации прав идет речь о записи исполнения конкретным артистом, дальнейшем использовании и защите этой записи как объекта смежных прав. В случае если песня была обнародована в исполнении конкретного артиста, то осуществить запись нового исполнения возможно с разрешения авторов музыкального произведения. Если авторы песен считают, что их произведения были использованы с нарушением прав, то, безусловно, им следует обратиться в суд, а также блокировать «пиратский» контент.

Олег Жолобов, депутат Московской областной Думы:

– Я возмущен, что посторонняя компания присвоила наш гимн, пусть и неофициальный. Это очень непорядочно. С другой стороны – заимствуют популярное, нужное и ценное. Ненужное не берут. Это знак, что песня «Подмосковный наш край» имеет общественное признание. На мой, и не только мой, взгляд, эта очень хорошая, динамичная, запоминающаяся песня. Но жаль, что не настолько известная, чтобы быть защищенной от присвоения. Поэтому нужно защищать контент от незаконного использования и обязательно доказывать свою правоту в суде.