Как в детских домах Московской области воспитывают отличников

Общество
Павел Попов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье Сегодня]

С каждым годом детских домов, где, помимо проживания, дети получают общее образование, становится все меньше. В Подмосковье осталось всего четыре таких учреждения для детей-сирот. Причем все они имеют свои особенности. Где, помимо общего, мальчикам и девочкам дают музыкальное образование, в каком детском доме сорванцов превращают в отличников, а где акцент делают на воспитание настоящих мужчин, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Одним из детских домов, где дети до сих пор могут получать образование, является учреждение в Непецино. Здесь лицензию на образовательную деятельность получили еще в 1961 году.

– Под школу оборудован отдельный корпус с классами, музыкальным и спортивным залами. Классы комплектуются в зависимости от наличия или отсутствия детей, причем часто приходится принимать ребят посреди учебного года, – рассказывает директор детского дома «Вдохновение» в селе Непецино Елена Старшинова.

Основная «фишка» детского дома – индивидуальный подход к каждому ученику. Сейчас здесь постоянно проживает 53 ребенка, 27 из них получают общее образование с 1-го по 9-й класс. Некоторые до попадания в учреждение могли вообще не посещать школу. Поэтому учителя подстраиваются под каждого.

– Если в начальных классах учатся семь ребят, у меня может быть пять учебных программ, – поделилась учитель начальных классов «Вдохновения» Марина Шестакова. – Ребята поступают разного возраста и с разным уровнем подготовки, кто-то в двенадцать лет не умеет читать и писать. Приходится составлять программу для каждого.

Такой подход приносит свои плоды. Всего несколько лет назад теперешний восьмиклассник Алишер был отъявленным хулиганом: грубил, не хотел учиться, любую критику и замечания воспринимал в штыки. От него даже отказались приемные родители. Сейчас парень – гордость «Вдохновения». Мальчик прекрасно готовит, увлекается шахматами, играет в театре, с легкостью постигает науки. Каждый год он занимает призовые места на олимпиадах и в творческих конкурсах.

– Когда три года назад я попал в детский дом, тяжелее всего мне давался русский язык, – рассказал Алишер. – Раньше со мной никто не занимался, только ругали, учиться не хотелось. Но благодаря внимательному отношению ко мне учителей, их вере в меня 5-й и 6-й класс два года назад я закончил экстерном. Теперь мне нравится учиться.

Еще одна изюминка школы – инклюзивное образование и экстернат. Преподаватели так строят уроки, чтобы дети с особенностями не чувствовали себя не такими, как все.

– Поскольку к нам часто поступают уже взрослые дети с педагогической запущенностью, мы стараемся организовать их обучение при помощи экстерната, чтобы они не отставали от сверстников, – поделилась Елена Старшинова. – Например, два года назад к нам поступила Маша. В свои 13 лет она даже букв не знала. В первый год мы прошли с ней программу 1-го и 2-го класса, в том году – 3-го и 4-го. В первом полугодии она училась в 5-м и после Нового года перешла в 6-й. Конечно, учеба дается девочке непросто, но мы поддерживаем ее и надеемся, что к своим 18 годам Маша сможет освоить программу общего образования и в дальнейшем получить профессию повара-кондитера, о которой она мечтает.

МУЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Мытищинской школе музыкального воспитания в этом году исполняется 83 года. С самого основания здесь дети, помимо общего образования, получают музыкальное. Причем все без исключения. Сейчас в детском доме находится 31 ребенок, 24 из которых – ученики 1–9-х классов.

– Мы уверены, что музыкальное образование всегда пригодится человеку в жизни, вне зависимости от того, станет он профессиональным музыкантом или нет, – говорит директор Надежда Чиркова. – Музыка развивает у ребенка чувство прекрасного, делает его разносторонней личностью.

Основы сольфеджио, музыкальной литературы, хорового пения, а главное, игры на музыкальных инструментах преподают педагоги со стажем, лауреаты конкурсов. Для ребят доступны все виды духовых музыкальных инструментов, а также фортепиано. Существует в детском доме и духовой оркестр, в котором участвуют самые талантливые ученики.

– Все чаще девочки изъявляют желание играть на духовых, хотя раньше было по-другому. Даже появились свои «звезды», – удивляется Чиркова. – Например, Алия. Благодаря великолепной игре на тубе девушка то и дело становится лауреатом разнообразных конкурсов. В прошлом году она окончила школу и поступила в Московский областной музыкальный колледж им. С.С. Прокофьева.

Музыкальный курс рассчитан на пять, семь или девять лет – в зависимости от того, в каком классе ребенок попал в детский дом, а также от его способностей. Под каждого формируют индивидуальную программу. Например, один из выпускников, Михаил, поступил в Мытищинскую школу музыкального воспитания в 6-м классе. Он освоил музыкальную программу всего за три года, научился великолепно играть на валторне. Сейчас парень учится в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке и делает большие успехи.

– А еще несколько лет назад мы организовали проект «Один дома»: создали специальную квартиру, в которой старшеклассники и студенты могут какое-то время жить самостоятельной жизнью, – отметила директор. – Мы составляем с ними план проживания, учим распределять денежные средства, вести хозяйство, делимся секретами взрослой жизни. Такая самостоятельная жизнь, пусть и на пару недель, является огромным подспорьем в будущем.

РАБОТА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Детский дом «Доверие» в деревне Алмазово городского округа Щелково, в котором дети с особенностями интеллектуального развития живут и получают общее образование, работает с 1948 года. Сейчас здесь 28 воспитанников, из них в школу ходят 22. Поскольку ребята здесь особенные, работа с ними ведется сразу по нескольким направлениям.

– Когда ребенок поступает к нам в детский дом, мы проводим медико-психолого-педагогическую комиссию, на которой определяем, в какой класс его направить, – рассказала директор «Доверия» Светлана Кручинина. – Если видим, что ребенок отстает, составляем индивидуальную программу обучения, которая позволяет заниматься вместе со всеми, но по своему плану.

Задержка психического или речевого развития, нарушения центральной нервной системы – только некоторые заболевания ребят из «Доверия». Чтобы дети прогрессировали в интеллектуальном развитии и учебе, помимо педагогов с ними занимаются психологи, логопеды, дефектологи.

– В прошлом учебном году к нам в первый класс пришел мальчик-аутист, он не умел даже разговаривать, только мычал, – рассказала Кручинина. – Логопеды, психологи, дефектологи, школьные учителя занимались с ним по индивидуальной программе долгое время. И он не просто стал разговаривать. В итоге в этом году в первом полугодии второго класса он показал отличные результаты в учебе, практически стал одним из лучших учеников.

В каждом школьном классе «Доверия» также имеется специальное оборудование для детей с особенностями развития. Например, интерактивные столы с экранами позволяют ребятам делать задания и сразу видеть перед собой правильные ответы, а интерактивные панели делают уроки более наглядными и понятными. Детям сложно воспринимать большие объемы информации на слух, им обязательно нужны картинки.

– Кроме того, мы не ставим нашим ученикам отрицательные оценки и никого не оставляем на второй год, – говорит Кручинина. – Они все очень стараются, и мы это видим. И если у них что-то не получается, это исправимо.

ДУХОВНОСТЬ И КУЗНИЦА

Один из самых больших и интересных детских домов в Подмосковье находится в Сергиевом Посаде. Он называется Православный центр образования имени Преподобного Сергия. На территории в 10 га расположена инфраструктура целого маленького города – спальный и учебный корпуса, детский сад, столовая, огромный бассейн и тренажерный зал, музыкальная школа, футбольное поле, швейные и столярные мастерские и даже настоящая кузня. Учредитель центра – Свято-Троицкая Сергиева лавра, поэтому на территории имеется собственный православный храм. Такая инфраструктура позволяет приучить ребенка к жизни вне стен учреждения, когда он станет совершеннолетним.

– Воспитанники нашего детского дома – исключительно мальчики, всего 65 человек, – говорит директор Наталья Лепорская. – Причем в нашу школу ходят не только ребята из нашего центра, но и дети со всего района. Всего 88 учеников, из них наших воспитанников 52, остальные – дошкольники.

В отличие от остальных школ в детских домах, в Сергиевом Посаде мальчишки учатся с 1-го по 11-й класс. Помимо общеобразовательных предметов, они изучают основы православной культуры и слово Божие.

– Мы очень большое внимание уделяем духовному воспитанию, отмечаем все православные праздники, мальчики ходят в храм, соблюдают посты, – говорит директор. – Считаем, что нравственное воспитание дает человеку представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо, делает добрее, учит помогать людям, не судить их, что в будущем очень пригодится в жизни.

В центре мальчишек с ранних лет учат быть мужчинами. В столярном и плотницком цехах они делают своими руками мебель, учатся пилить и строгать. Одна из точек притяжения – кузня: здесь ребята постигают основы кузнечного дела, причем многие делают большие успехи.

– Мы гордимся нашими выпускниками, – говорит Наталья Лепорская. – В этом году выпускник 11-го класса Антоний поступил в МАИ на специальность «самолетостроение», двое выпускников учатся в Дмитровском колледже на спасателей, причем один из них, Влад, является чемпионом России по тайскому боксу.

– Прекрасно, что благодаря таким учреждениям, а главное, профессиональным педагогам и наставникам каждый ребенок может заниматься саморазвитием: посещать секции и кружки, заниматься творчеством, наукой и спортом, а главное – реализовывать себя и находить свой профессиональный и жизненный путь, – отметили в пресс-службе Министерства образования Московской области.