Краевед из Озер раскрыл тайну столбов со странной символикой, найденных на берегу Оки

Общество
Из личного архива Сергея Рогова

Фото: [Из личного архива Сергея Рогова]

Необычный металлический столб нашел краевед из Озер Сергей Рогов, когда собирал грибы в заказнике Нагорная дубрава. Очистив наконечник диаметром 110 мм, как лампу Алладина, он увидел выгравированную аббревиатуру КСПС и рисунок со скрещенными топором и якорем.

Историком овладело любопытство. Местные старожилы подсказали Сергею, что подобные конструкции есть по всему берегу, но откопать их практически нереально, поскольку они уходят вглубь на несколько метров.

Заинтригованный находкой краевед начал расследование. Из исторической литературы он узнал, что топор и якорь были символом дореволюционного ведомства путей сообщения.

– Первую эмблему со скрещенными топором и якорем получило в 1809 году Главное управление путей сообщения, прародитель нынешнего РЖД, – выяснил Рогов. – Это ведомство отвечало за мосты. Но оно же и координировало работу судоходных путей. Отсюда якорь. Топор считался символом инженерной мысли.

Также на столбе видно сокращение – КСПС. Краевед выяснил, что оно может расшифровываться как Картографическая служба путей сообщения.

Впрочем, никакой железной дороги в районе Нагорной дубравы нет. Зато в 75 м от места находки течет Ока. Водные артерии раньше тоже относились к путям сообщения.

– По нему могли определять точку, где на реке судно находится, – предположил краевед. – Возможно, там рядом какой-то знак морской стоял.

Приоткрыть завесу тайны Рогову помог его товарищ, руководитель поискового отряда «Исток» из Домодедова Кирилл Низамутдинов. Он имеет опыт работы в экспедициях Института археологии Академии наук России.

– Это реперные столбы – точнейшая штука! – сделал вывод Кирилл Низамутдинов. – Они служат точной отметкой географических
координат, поскольку хорошо зафиксированы. Ставили их на века, чтобы и через 100, и через 200 лет можно было точно определить конкретное местоположение, снять
координаты без погрешности. Раньше использовались для картографии и строительства. Собственно, с исторической точки зрения они интересны, как и межевые столбы периода «столыпинской реформы». Это артефакты геодезии и картографии.