Машинист из Подмосковья рассказал о романтике и нюансах своей профессии

Общество
Илья Питалев/РИА Новости

Фото: [Илья Питалев/РИА Новости]

В первое воскресенье августа железнодорожники России отмечают свой профессиональный праздник. Каково это – управлять поездом, какие нештатные ситуации случаются на железнодорожных путях и почему стук колес так романтичен, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказал машинист из Московской области.

ЖЕЛЕЗНАЯ МЕЧТА

Машинист ЦППК Алексей Салтыков из Жуковского с детства мечтал связать свою жизнь с железной дорогой. Сегодня он управляет суперсовременными поездами «Иволга», которые курсируют между столицей и областью, а в скором времени их запустят и по первым двум Московским центральным диаметрам: Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск.

Сколько себя помнит, Алексей всегда хотел брать пример с отца, который был машинистом грузового состава.

– Романтику железной дороги я познал, когда маленьким впервые проехал в кабине. Отец привел меня на электровоз и рассказал о своей работе. Он трудился на грузовых поездах и каждый день сталкивался с чем-то новым, сложным и по-настоящему интересным. Папа объяснял, как ведут себя вагоны: цистерны, платформы, полувагоны – каждый по-своему, несмотря на то, что все сцеплены в один состав, – рассказывает Алексей.

Тогда еще маленького Алексея поразило разнообразие работы машиниста: это и следование двойной тягой, и с порожними вагонами, и с разной длиной состава, зимой или летом, применение знания профиля пути – везде свои тонкости.

– Тогда я понял, что обязательно пойду по стопам отца, – говорит Алексей.

АНАТОМИЯ ПОЕЗДА

Учиться на машиниста было интересно, вспоминает Салтыков. Кроме физики и математики давали знания о конструкции поезда, правилах эксплуатации электротехники.

– Машинист должен в любой нештатной ситуации на линии найти выход и предпринять какие-либо действия. Причем ему нужно знать не только устройство поезда, но и особенности пути, электрификации, связи, – рассказывает Алексей.

А еще главный по поезду должен отлично разбираться в анатомии огромной железной машины, чтобы в экстренных случаях правильно сориентироваться и понять, что именно произошло. Как таблицу умножения надо знать все датчики и приборы – они очень важны, именно их «советы» подсказывают, что неисправно.

– У каждого поезда свой характер: кто-то напорист, кто-то нежен. Есть машины, которые выручают, даже когда требуешь от них невозможного, – делится машинист.

ГОТОВ К НЕОЖИДАННОСТЯМ

Рабочий день железнодорожника начинается дома: нужно подготовить форму, собрать сумку. Затем, уже в депо, машинист проходит обязательную ежедневную медкомиссию, инструктаж, получает документы, ключи от своего электропоезда и приступает к работе. Среди его обязанностей: обслуживание и эксплуатация состава, обеспечение безопасности, следование по маршрутам.

– График у нас сменный, поэтому успеваешь принимать участие в жизни семьи, уделить время своим хобби. Я, например, люблю в свободное время писать музыку, – делится Алексей.

По его словам, нештатные ситуации на дороге чаще возникают не из-за поломки оборудования, а из-за невнимательности людей. Например, тех, кто переходит пути в неположенном месте.

– Зацеперы тоже приносят немало хлопот. Это травмоопасное увлечение молодых людей, и ничего в этом хорошего нет. Все это влечет за собой применение экстренного торможения, стресс локомотивной бригады, приводит к сбою графика движения электропоездов. И это в лучшем случае, в худшем – нужно ждать скорую помощь и полицию, – говорит он.

РАССВЕТЫ ПОД СТУК КОЛЕС

Впрочем, нештатные ситуации – это скорее исключение из правил. Положительных моментов в работе машиниста намного больше.

– Я соединяю города. Благодаря мне люди встречаются, прощаются, едут на работу или на отдых. Это самое главное – видеть эмоции, хорошие или плохие, радоваться и сопереживать, не говоря о том, какие рассветы, туманы, грозы и снегопады я вижу. Еще неотъемлемое в профессии – это управление огромной машиной, которую ты чувствуешь. При этом мне за это еще и платят, – улыбается Алексей.

Кроме того, как сознается Салтыков, железнодорожники, как правило, люди очень суеверные.

– Например, собираясь куда-то из дома, машинально произношу: «Зеленый». А садясь за руль машины, задумываюсь, проводил ли опробование тормозов, – рассказывает Алексей.

– День железнодорожника отмечают все сотрудники отрасли: строители, ремонтники, диспетчеры, инженеры, машинисты и рабочие, – рассказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик. – Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных и быстрых способов передвижения между Московской областью и Москвой. Ежедневно на пригородных поездах ездит более 1,7 млн человек, а ежегодный пассажиропоток составляет более полумиллиарда человек. В Московской области на обеспечение бесперебойного пригородного сообщения трудится свыше 60 тыс. человек. Работники отрасли продолжают развивать железнодорожный транспорт – это и растущие объемы перевозок, и запуск высокоскоростного пассажирского движения, и строительство новых путей, и внедрение новых технологий. Спасибо за труд и преданность своему делу. Желаю бесперебойного сообщения на всех направлениях и новых успехов.

Кстати

Социальный пакет железнодорожника включает путевки на отдых, медицинское обслуживание, компенсации за проезд. Также есть премии и надбавки за стаж, безаварийную работу и класс.