Накануне Дня учителя рассказываем об одном из лучших педагогов-психологов Подмосковья

Общество
из личного архива Ирины Коптевой

Фото: [из личного архива Ирины Коптевой]

Недавно в области завершился конкурс «Педагог-психолог Подмосковья». Ирина Коптева из королевской школы № 1 в профессии всего три года, но уже сумела войти в тройку лучших. С молодым педагогом пообщался корреспондент «Подмосковье сегодня».

ДОРОГУ МОЛОДЫМ

Ирина окончила факультет педагогики и психологии МПГУ (Московский педагогический государственный университет. – Прим. ред.) в 2015 году, но будущей профессией интересовалась еще со школы.

– Профессию я выбирала самостоятельно, психологией начала увлекаться еще в старших классах, – вспоминает Коптева. – Было интересно, почему люди так по-разному воспринимают мир и одни и те же события, почему порой так сложно понять другого и найти с ним общий язык. Также меня привлекали профессии врача и учителя, но в конце концов интерес к внутреннему миру людей перевесил, и я решила связать свою жизнь с психологией. Очень приятно, что родные поддержали мой выбор, хоть и не совсем понимали, чем я реально буду заниматься и где смогу работать после окончания вуза.

Самым сложным в своей профессии Ирина считает умение выстраивать и соблюдать личные границы, разделять работу и частную жизнь.

– Личные проблемы и неурядицы специалиста не должны отражаться на тех, кто обращается к нему за помощью, – уверена Коптева. – И в то же время, нельзя пренебрегать собственными делами и временем ради того, чтобы провести внеплановую консультацию и жить только чужими заботами.

К участию в конкурсе Коптева отнеслась с энтузиазмом, готовиться начала еще в июне: нужно было собрать документы, оформить сайт, придумать, как представить себя и свою работу, подготовить открытое занятие.

– Было интересно попробовать свои силы и посмотреть на коллег из других городов, – говорит Ирина. – Призовое место стало для меня полной неожиданностью и радостью, ведь из 53 участников конкурса я была едва ли не самой молодой, а значит, неопытной.

ОТЦЫ, ДЕТИ И ГАДЖЕТЫ

К проблеме «компьютер и ребенок» лучший педагог-психолог Московской области призывает относиться спокойнее: папам и мамам под силу отвлечь детей от гаджетов.

– Интернет – это не проблема, а часть нашей жизни, точно такая же, как автомобили, поезда и электроприборы, – говорит Ирина. – Поэтому важно не отучать ребенка от него, а учить правильно пользоваться.

Важно объяснить ребенку, что интернет – это средство для достижения определенных задач: учебы, общения. Поэтому надо ставить перед детьми цели – найти какую-то информацию, подготовить доклад по истории. Как только задача выполнена, компьютер надо выключить и сделать перерыв.

По мнению Коптевой, в интернете ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Это и вызывает зависимость.

– Попросите детей показать и рассказать, чем они заняты в интернете, – советует педагог-психолог. – Помогите ребенку найти интересы и увлечения в реальной жизни, научите правильно планировать свой досуг, расставлять приоритеты в занятиях. Чем больше у него интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по сети. Многие виды онлайн-активности имеют аналоги в реальной жизни. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с интернетом.

ЖИЗНЬ ОФЛАЙН

Ирина Коптева поделилась с родителями рекомендациями, как стать другом своему ребенку.

– Общайтесь с детьми каждый день, спрашивайте о делах и занятиях, о том, что происходит в их жизни, ведь хорошие отношения с родителями – это профилактика не только интернет-зависимости, но и других асоциальных явлений, – говорит педагог-психолог. – Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность пребывания в сети, поделитесь с ним своими опасениями. Дети должны чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу. Например, можно сказать так: «Я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «Я беспокоюсь, что ты не высыпаешься», «Я волнуюсь».

Ребенку нужно объяснить на пальцах, сколько времени он тратит зря, проводя его за компьютером. Распишите на бумаге, нарисуйте схему, предложив взамен полезные и интересные занятия: игру на гитаре, фотографию, занятия спортом и танцами, театральную студию.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы и даже радикальных методов. Доказывайте своим примером, что жизнь прекрасна и без онлайна.

Кстати

С 1 сентября для классных руководителей и молодых учителей вводится доплата – 5000 руб. Всего в Подмосковье ее будут получать почти 35 тыс. человек.

Для молодых специалистов также существует и пособие – 150 тыс. руб., которое выплачивается по годам: в первый год 50 тыс. руб., во второй – 100 тыс. руб.

Как и для областных медиков, для учителей работает программа «Социальная ипотека». Ежегодно жилье по этой программе получают 50 подмосковных учителей. С этого года программа распространяется и на воспитателей.