Не попала в Большой, но покорила Подмосковье: история о жизни японской балерины в России

Общество
из личного архива Масами Чино

Фото: [из личного архива Масами Чино]

Сегодня в Московском государственном областном театре «Русский балет» работает очень колоритный педагог-репетитор. Японка Масами Чино приехала покорять Россию шестнадцатилетней девушкой. А в итоге стала гордостью областного театра, воспитала сына – артиста Большого театра и написала успешную в Японии книгу о русском балете. Как ей все это удалось, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

ТАНЦЫ С ТРЕХ ЛЕТ

Как вспоминает Масами, она буквально родилась в балетной пачке. Ее мама Томико Таничучи была известным в Японии педагогом, занималась с ученицами в домашней балетной студии, поэтому судьба маленькой Чино была предрешена. Она начала танцевать с трех лет.

– Поначалу было непросто, мама на меня мало обращала внимания, у нее было много других учениц. Мне все давалось буквально сквозь слезы. Но в итоге это принесло результат, – вспоминает Масами.

В 1985 году на гастроли в Японию приехала Московская государственная академия хореографии. Ректор Софья Головкина проводила мастер-класс, где и заметила тогда уже 16-летнюю Чино.

– Мне предложили переехать в Россию учиться. Я сразу согласилась, на родине мне не могли дать настолько качественное балетное образование, – объясняет Масами. – Но в России ждали трудности: неизвестный язык и новые предметы. Поначалу у меня вообще не было долгосрочной визы. Для ее получения потребовались курсы русского языка и почти три года. В 1988 году я переехала окончательно. Это был уже выпускной класс.

ЗНАКОМСТВО С РОССИЕЙ

Жуткий холод и огромные очереди – это первое, что удивило молодую японку в перестроечной России.

– А еще отсутствие продуктов на полках в магазинах. Достать что-то было невозможно. Я, как иностранка, этого не очень понимала, – вспоминает балерина. – Из-за плохого зрения в магазинах не видела, что и сколько стоит. Если спрашивала продавщиц, то на меня кричали. Искала стиральный порошок и туалетную бумагу, а их нигде не было. А еще помню: встаю в очередь за конфетами. Два часа проходит, а прямо передо мной объявляют перерыв. Зато когда привыкла к этому, стала очень спокойной. Все перестало раздражать.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

После училища Чино не удалось закрепиться в Большом театре. Помешал в том числе маленький рост. Масами попробовала свои силы в театре Станиславского. Там задержалась на один сезон, но так и не дождалась ведущих ролей. После пошла на просмотр в театр «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева.

– Там мне ничего не обещали, поставили сначала в кордебалет. Но позже стали подпускать к основным партиям. В итоге я даже стала лауреатом конкурса и дождалась роли своей жизни – Сванильды из балета «Коппелия», – добавляет Чино.

«Русский балет» помог Масами устроить и личную жизнь. Однажды в гостях у подруги из балетной труппы она встретила будущего мужа – доцента кафедры физмата МГУ.

СЫН ОСУЩЕСТВИЛ МЕЧТУ

У пары родился сын Марк. Но это принесло в жизнь не только радостные перемены. В 36 лет Масами бросила театр и уехала назад в Японию из-за проблем со здоровьем Марка.

– Московский климат не подходил: ребенок не ходил в детский сад дольше месяца. Переезд помог. В Токио он укрепил здоровье и начал заниматься спортом, а я стала преподавать в студии, – говорит Масами.

Семья снова приехала в Россию через четыре года. Чино пригласили работать в балетную школу при японском посольстве в Москве. В «Русском балете», когда узнали, что она вернулась, предложили снова покорить сцену, но, оценив свои силы, она отказалась и устроилась в театр педагогом.

– Зато сын осуществил мечту. Попал в Большой театр, – с гордостью говорит Чино. – Уже третий сезон танцует, а в репертуаре – «Спящая красавица», «Изумруды» и «Лебединое озеро». Такой путь он выбрал сам, мы с мужем его только поддерживали.

КНИГА И ПОДМОСКОВЬЕ

Жизнь в России принесла Чино не только успешную карьеру, но и славу писателя. Правда, на родине. С первых дней в нашей стране балерина вела дневник, который вырос в полноценное произведение о ее жизни. Книга вышла в 2010 году и получила одну из престижных литературных премий в Японии.

– Первый раз я хотела издать книгу еще в 1995 году, тогда издательства не заинтересовались. А через 15 лет на родине меня уже сами попросили рассказать о моей жизни в России, – говорит Масами.

Сегодня Чино уже 50. Она считает областной театр «Русский балет» вторым домом и очень любит Подмосковье.

– Любимое место – Сергиев Посад. Я часто там была с театром. Этот город стал для меня очень приятным и близким. Есть и другие любимые города – Подольск, Воскресенск, Красноармейск, – говорит Чино.

– Россия – центр мирового балета, а наша школа считается самой совершенной. В области балета мы впереди планеты всей. Всем, кто хочет докопаться до истоков балета, нужно приезжать к нам. Поэтому неудивительно, что Масами переехала. А в областном театре Гордеева очень высокий уровень. Гордеев – хранитель и приверженец классической школы, – добавил член Общественной палаты Московской области Александр Ворошило.