Разбираемся, нужно ли заставлять школьников повторять материал в конце лета

Общество
Филипп Матюшин/ИТАР-ТАСС

Фото: [Филипп Матюшин/ИТАР-ТАСС]

До начала учебного года осталось около двух недель. Для школьников и их родителей это горячая пора – нужно успеть купить форму, учебники и канцелярские товары, дочитать произведения из списка литературы на лето. Стоит ли нагружать ребенка в это время дополнительными занятиями? Мы задали этот вопрос подмосковным психологам и родителям.

НЕ НАГРУЗИ

«Наверняка квадратные уравнения забыл, и по русскому языку бы подтянуться», – такие мысли одолевают многих родителей учеников средних классов, когда лето на исходе. При этом ребенок, как правило, стремится насладиться последними свободными деньками и не хочет думать о занятиях. Психологи советуют не отнимать у школьников остаток лета и позволить посвятить август любимым увлечениям.

– Если ребенок сам хочет читать, решать задачи и вообще заблаговременно погрузиться в учебный процесс, то отговаривать его не стоит, – говорит семейный психолог, член Ассоциации психологов Подмосковья Анна Чичина. – В тяге к знаниям нет ничего плохого. Но не стоит заставлять – этим родители могут отбить и без того не очень стойкое желание и мотивацию учиться.

НАЗАД К РЕЖИМУ

Наиболее уязвимы ученики средних и старших классов – им сложнее возвращаться к занятиям. Младшие школьники, по мнению психологов, даже рады началу учебного года. Но и для тех, и для других новый осенний график оборачивается стрессом. Летом дети редко ложатся спать вовремя и часто не соблюдают режим питания. Когда начнется учебный год, она вынуждены резко перестраиваться, а это вместе с большой умственной нагрузкой точно не пойдет на пользу растущему организму. В этом случае психологи советуют в конце лета начать если не учебную подготовку, то хотя бы запустить переход на новый режим дня.

– Если все лето вы позволяли ребенку поздно ложиться, то примерно за две недели до учебного года можно начать постепенно возвращать прежний режим дня, – отмечает психолог. – Важно, чтобы ребенок раньше ложился спать и соблюдал график приема пищи. Младшим школьникам нужно помочь с выстраиванием режима. За два часа до сна нужно исключить любые гаджеты и просмотр телевизора, за час – переходить на тихие игры и чтение книг. Так мы даем нервной системе ребенка возможность настроиться на отдых.

Чтобы начало учебного года прошло для школьника гладко и безболезненно, психологи советуют чаще разговаривать со своими детьми, интересоваться их мнением и поддерживать во всех ситуациях.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Ирина Бенесьер, Видное:

– Нагружать ребенка не надо – пусть отдыхает. Учиться на каникулах – это как во время отпуска приходить на работу. Летом моя дочь Валентина читает по программе для школы, занимается спортом и отдыхает.

Инна Сеуткина, Люберцы:

– Что-то повторять нужно, а нагружать ребенка бессмысленно. Формирование базовых знаний – это системная работа, она не делается за несколько дней или две-три недели. Интенсив, конечно, возможен, но не для всех. Я предпочитаю не нервировать ребенка перед началом сентября. Занимаемся слегка, чтобы просто втягиваться в учебный процесс. Я стараюсь, чтобы организационные моменты по сбору в школу приносили моей дочери удовольствие. Летом у нас другое образование – путешествия.

Мария Пелипенко, Химки:

– Я считаю, что детей нужно нагружать, но без фанатизма. Старшую дочь с трех лет и до поступления в первый класс нагружали по полной по общим предметам, «развивайкам» и английскому, чем в итоге к седьмому классу выработали стойкое нежелание учиться – перегрузили ребенка. Со средним ребенком решили по-другому: в меру дополнительных занятий плюс спорт – и результат гораздо лучше по всем направлениям. Так же и в отношении летних каникул – повторяем пройденное по предметам и подтягиваем «хвостики» – то, что тяжело давалось в учебном году.

– Каникулы для того и нужны, чтобы отдыхать и набираться сил к новому учебному году! – говорит уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – Поэтому я против усиленных занятий летом. Но вот читать нужно, читать хорошие, добрые книги, читать много, читать всей семьей! Ничто так не сближает детей с родителями, как семейное чтение. При этом подростков совсем не обязательно мучить чтением классики. Иногда и мамам с папами полезно почитать то, чем увлекается их подросший ребенок, чтобы лучше его понимать.