Оттачивать навыки будущие врачи из Подмосковья будут на стонущих роботах и актерах

Общество
Сергей Савостьянов/ТАСС

Фото: [Сергей Савостьянов/ТАСС]

Осенью в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте имени Владимирского (МОНИКИ) готовится к открытию уникальный для региона медицинский аккредитационно-симуляционный центр. Его гордостью станут современные роботы-симуляторы, которые будут представлять из себя интерактивные копии живых пациентов. За счет искусственного интеллекта устройства будут дышать, стонать от боли и даже жаловаться на самочувствие. Подробности выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

ИДЕАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР

Виртуальная клиника будет полностью воспроизводить структуру реальной медицинской организации. Здесь откроют приемное отделение, операционную, реанимацию, родильный зал. Главная задача – создать привычную для врача рабочую обстановку. В каждом отделении реальное медицинское оборудование, мебель, а также свой «идеальный» пациент – робот-симулятор, с помощью которого будет происходить реалистичная демонстрация тех или иных клинических ситуаций. Все это позволит воспроизвести работу врача в деталях. Лишь с одной важной оговоркой – роботам, в отличие от живых людей, нельзя навредить, поэтому оттачивать навыки на практике можно без лишнего стресса.

– Такое техническое оснащение позволит врачам спокойно отрабатывать на практике теоретические познания. Эта инновационная образовательная технология впервые будет реализована в Подмосковье, – рассказывает замдекана факультета усовершенствования врачей МОНИКИ Людмила Хромова. – Все обучение будет происходить в среде, которая безопасна как для пациента, так и для обучающегося. Это бесценная возможность отработать различные практические навыки путем неоднократного подхода.

УКОЛЫ И КАПЕЛЬНИЦЫ

Одна из особенностей симуляторов – они будут эффективно взаимодействовать с медицинским оборудованием. Роботам не только можно делать уколы и ставить капельницы, но и выполнять необходимые диагностические и лечебные процедуры. В частности, реанимировать при остановке сердца, проводить им УЗИ и искусственную вентиляцию легких.

– Это не просто манекены с датчиками, это устройства с искусственным интеллектом, которые реалистично демонстрируют обратную связь, – продолжает Хромова. – Роботы-симуляторы адекватно реагируют на вводимые лекарственные препараты и действия врача. Состояние робота меняется в зависимости от дозы и состава препарата. Все показатели отражаются на мониторах компьютеров. Так что преподавателю очень удобно оценивать поведение медработника в экстренной ситуации.

КОЖА И СЕРДЦЕ

Роботы-симуляторы полностью повторяют внешний вид человека. Их искусственная кожа визуально и тактильно создает имитацию человеческой. Сделана она из особого силикона, устойчивого к воздействию дефибриллятором, химическими препаратами. Материал очень живуч, не крошится и не плавится при изменении температуры.

Удивительно, но у роботов даже есть сердца. По крайней мере, можно прослушать, как работает орган.

– А еще они умеют дышать. При обучении врачей терапевтического профиля планируется использование симулятора с широким набором записанных звуков сердца и легких. С его помощью врачи научатся различать шумы в легких и тоны сердца, – поясняет Хромова.

КУКЛЫ ГОВОРЯТ

Роботы в МОНИКИ и сами смогут рассказать о своем самочувствии после врачебных вмешательств.

– Электронным пациентам можно задать вопрос, и они ответят. Конечно, это не развернутая речь, а короткие фразы, которые отражают состояние робота. Например, он может сказать, что чувствует себя хорошо или, наоборот, ему стало хуже. Они охают, ахают и даже стонут от боли, – говорит Хромова.

Цифра

44 симуляционных центра зарегистрированы в РФ. Так, по данным Российского общества симуляционного обучения в медицине, подобные центры есть в медицинских университетах Алтая, Башкирии, Красноярска, Российском университете дружбы народов, в Боткинской больнице.

РЕЗАТЬ И ШИТЬ

Сегодня в МОНИКИ разработана инновационная система обучения по лапароскопической хирургии. Программы с использованием хирургических симуляторов распределены по уровням сложности. Базовый уровень предполагает обучение на боксах-тренажерах. Они представляют из себя в прямом смысле коробки, к которым через порт присоединены медицинские инструменты, выполняющие роль джойстиков. Все это будет имитировать брюшную полость при лапароскопической операции.

– Сам бокс закрыт, хирург видит все свои действия только на мониторе, – уточняет Хромова.

Обучение хирургов продвинутого уровня осуществляется на виртуальных тренажерах, которые позволяют обучающемуся выполнить как отдельный этап хирургического вмешательства, так и всю операцию от начала до конца.

Кстати

Первая аккредитация медиков в новом симуляционном центре намечена на 19 августа. В общей сложности в этом году с помощью роботов в МОНИКИ будут сдавать экзамены 76 выпускников ординатуры и 45 выпускников профессиональной переподготовки.

ИГРА НА «ЗОЛОТО»

Напоминать это будет компьютерную игру. Только здесь не нужно искать ресурсы или убивать врагов. Задача – аккуратно провести операцию через микронадрезы. И все это, сидя за монитором.

– В условиях виртуальной реальности врач может смоделировать будущую операцию, используя данные реального пациента, выполнить ее сначала на тренажере, а затем и на самом пациенте, – поясняет Хромова.

Объективная оценка достигнутого уровня обучения осуществляется самим симулятором, который оценивает каждое действие врача и сравнивает с «золотым стандартом».

Плюсы использования симуляционных технологий:

– Снижение врачебных ошибок

– Уменьшение количества осложнений, возникающих во время операций

– Повышение безопасности и качества медпомощи в Подмосковье

СИМУЛИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

Еще одна интересная методика, которая будет использоваться в Подмосковье впервые, – «стандартизированный пациент». В этом случае роль больного играет не робот, а живой человек, обладающий актерскими данными. Задачей специально обученных людей будет симулировать поведение пациентов и изображать различные симптомы.

В такой среде врач научится эффективно взаимодействовать с пациентом, правильно общаться ним и даже с его родственниками. Например, будут специально создаваться конфликтные ситуации. При этом за действиями и реакцией медицинских работников будет постоянно наблюдать экзаменатор. Эта методика весьма эффективно зарекомендовала себя за рубежом.

– Симуляционные центры – новый этап развития системы образования медицинских работников. Если раньше они проходили обучение теоретически и непосредственно на пациентах, то сейчас для подготовки специалистов используются роботы, – рассказали в пресс-служба Министерства здравоохранения Московской области. – Эти устройства, в полной мере адаптированные для отработки навыков и медицинских манипуляций, могут даже имитировать дыхание, стоны и жалобы. Задача, стоящая перед нами, заключается в том, чтобы обучить молодых врачей не только теоретическим знаниям, но и дать первый практический опыт.

Комментарии экспертов

Дмитрий Семенов, директор МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского:

– Появление такого центра в МОНИКИ – это начало совершенно нового подхода к практической подготовке будущих и практикующих врачей, отвечающей потребностям регионального здравоохранения.

Людмила Хромова, заместитель декана факультета усовершенствования врачей МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского:

– Даже самая отличная теоретическая подготовка не позволяет будущему врачу научиться мыслить клинически. Не создает тех ситуаций, когда нужно срочно принимать важные и правильные решения. Симуляционные технологии дают врачу бесценную возможность практиковать нестандартные ситуации, с которыми он не часто встречается в своей профессиональной деятельности.