Первая в стране заправка для водородных авто открылась в Черноголовке

Общество
из личного архива Владимира Седова

Фото: [из личного архива Владимира Седова]

Нашу автомобильную и топливную промышленности в будущем может ждать большой шаг вперед. В Черноголовке создали первую в России и СНГ сертифицированную автозаправочную станцию для машин, использующих в качестве топлива водород.

ЧИСТОЕ ТОПЛИВО

Станция была создана силами лаборатории Юрия Добровольского — профессора Института проблем химической физики РАН и руководителя Центра компетенций НТИ при академии. Особенная станция пока что работает в экспериментальном режиме, ее территория закрыта.— Водород — одно из самых энергоемких топлив, и единственным продуктом его окисления является вода, то есть это экологически чистое топливо, — рассказал Добровольский. — Он не оставляет «углеродного следа». Однако он как правило дороже обычного углеводородного топлива. Открытие заправки — первый шаг к тому, чтобы разорвать этот порочный круг.

АВТО БУДУЩЕГО

В Черноголовке недавно прошла первая официальная заправка настоящего авто — владелец уникальной Toyota Mirai Владимир Седов привез своего питающегося водородом «железного коня» из самого Красноярска. Как рассказал мужчина, машину он приобретал спонтанно, но уже давно интересуется всевозможными электромобилями и высокими технологиями.

—Mirai — это первый в мире серийный авто на водороде. Я много с кем общался по поводу того, что это направление нужно продвигать, но все мне говорили, что это нереально, и нет перспективы в России, — поделился Седов. — Меня это глубоко зацепило, нашел в интернете поставщиков, кто мог бы купить в США. В 2019 году я ее приобрел, авто уже было здесь. С моей машины и началась история этих автомобилей в России, она была ввезена первой и где-то месяцев через 6-8 появились еще 2 авто из Японии, праворульных.

Разумеется, после приобретения Владимиру пришлось решать вопрос о заправке. Он объединился со своим другом Вячеславом Романчуком, который также заинтересован альтернативными источниками энергии. Вместе они сами путем проб и ошибок создали специальный электролизер, вырабатывающий водород, приобретя все необходимое оборудование у редких производителей. По подсчетам автовладельца, 100 километров пробега на Mirai обходятся в 250 руб. Если ехать на 95-ом бензине – примерно в 350 руб.

— Очень хочется, чтобы технология была продвинута в России, ведь для нашей страны — это неизбежное будущее, поскольку углеродное топливо в перспективе начнет исчезать, — отметил автовладелец. — Европа, США, Китай, Япония ставят для себя задачи к 2035-40 годам отказаться от двигателей внутреннего сгорания.

«ЭТО НЕ ФАНТАСТИКА»

Владимир познакомился с Юрием Добровольским и с Центром компетенций, после чего решил привезти свое авто в Черноголовку, чтобы продемонстрировать возможности новых технологий. Заправка в течение нескольких минут прошла успешно, и по словам Седова это — своего рода историческое событие.

— Только когда человек сам проедет на таком авто, к нему придет понимание, что это не фантастика, и все достаточно просто, — сказал Владимир. —Станцию в Черноголовке стоит и дальше развивать, в дальнейшем должен быть внедрен модуль с электролизером, который позволит вырабатывать водород, и заправка станет совершенно автономной.

Одними частными вложениями такую технологию и продвинуть будет сложно — нужна поддержка государства. Если совместными усилиями властей, ученых и энтузиастов удастся развить это направление, то мы вполне сможем конкурировать с автопромом других стран.

— Это наше будущее, это экология, и в первую очередь безопасность, — подчеркнул Седов. — Благодаря водородному топливу, даже при использовании сетевого электричества от авто не будет газов и паров, которые выдают двигатели внутреннего сгорания. Это большой плюс не только для владельцев, но и для их соседей — машина не будет тарахтеть на улице под окнами, не будет лишних шумов. Зимой такой автомобиль не требует прогрева.

ВМЕСТО ВЫХЛОПОВ - ВОДА

Система водородных авто отработана так, что при отрицательном температурном режиме вода не будет выбрасываться самостоятельно, так что гололеда на дорогах из-за водного выхлопа не будет. Кстати, водичку из выхлопа такого авто даже можно пить.

- Автомобили на водороде экологически безопасны. Работают тихо, а вместо выхлопа вода, которую можно пить. В чем я и убедился, — сообщил глава городского округа Черноголовка Олег Егоров, который также посетил заправку.

Сейчас лаборатория Добровольского дорабатывает АЗС, чтобы исключить использование дорогого покупного водорода. Заправиться водородом будет стоить примерно столько же, сколько природным газом. Также сотрудники лаборатории разрабатывают водородную технику и топливные элементы — устройства, перерабатывающие водород в электричество без сжигания.