После долгого перерыва возобновилась реставрация Преображенского храма под Чеховом

Общество
Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня]

Таких церквей, как Преображенский храм в селе Новый Быт, в Подмосковье осталось мало: многие православные святыни не смогли оправиться от советских репрессий. Несколько лет назад храм начали реставрировать. «Подмосковье сегодня» рассказывает, какую ценность эта церковь представляет для региона.

ЦЕРКОВЬ В ПРОМЗОНЕ

Даже с навигатором, картами и указателями найти Преображенский храм непросто. На броском баннере, который советует съехать с главной дороги на проселочную, красуется величественная постройка из красного кирпича (так храм будет выглядеть после реставрации. – Прим. ред.). Но пока облик храма далек от рекламной картинки: цвет кирпича не такой сочный, да и от былого величия уже ничего не осталось. Окруженный промзоной, он не спешит показываться туристам. Фирма по изготовлению шлангов высокого давления для сельхозтехники, склад стройматериалов, а также компания, которая производит базальтовую изоляцию для уральских доменных печей, – как старинный храм затесался в это общество?

– Зато можем «хулиганить» как хотим: греметь, громыхать, работать в любое время, – находит плюсы такого соседства настоятель храма отец Павел.

Еще восемь лет назад он и мечтать не мог, что кто-нибудь возьмется за реставрацию этого храма. А сейчас с гордостью показывает проделанную работу.

– Разобрали несколько построек, пол в прошлом году в четверике покрыли мрамором, осталось иконостас установить, и можно будет службу проводить в полном объеме, – рассказывает отец Павел.

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ

Первые упоминания о деревянной церкви Преображения Господня в селе Легчищево появляются в писцовых книгах XVI–XVII веков. Каменный храм на этом месте построили в 1853 году. В середине 30-х годов прошлого века он пришел в забвение, когда расстреляли его последнего настоятеля отца Владимира. А в 1953 году Московская патриархия отдала пустующее здание филиалу Научно-исследовательского тракторного института.

Алтарь разрушили, а в колокольне храма разместили водонапорную башню. Постепенно грузное архитектурное строение начало обрастать этажами и безликими техническими пристройками. Некоторые из них, до сих пор вшитые в северный торец храма, отец Павел называет своей «головной болью».

– Первый и второй этажи отданы фирме, которая занимается реставрацией военной техники, – отец Павел показывает на одну из пристроек. – У них мало заказов, поэтому аренда другого места им просто не по средствам. А третий этаж перешел одному небольшому екатеринбургскому олигарху, который предлагает нам выкупить эти площади вместе с участком в пять гектаров на лесном полигоне. За все это он просит 10 млн руб.

ПЛАН АРХИТЕКТОРА

Команда специалистов во главе со старейшим архитектором-реставратором Владимиром Якубеней спасает Преображенский храм, ориентируясь всего на одну фотографию этой святыни. Проекта, по которому строилась церковь, так и не нашли. Да и был ли он?

– Несмотря на то что храм позднего происхождения – середины XIX века, он стал последним отголоском классицизма, – говорит Владимир Якубеня. – В архитектуре сохранились некоторые классические черты, связывающие его со своим временем.

Архитектор отходит на несколько шагов от фасада и показывает на небольшие отверстия рядом с колоннами.

– Мы долго не могли понять, для чего они нужны, – продолжает Якубеня. – Оказалось, что в этих проемах были заложены слеги (жерди), на которых был укреплен деревянный карниз. Любой памятник приносит сюрпризы. Одной из таких неожиданностей стало вот это простое дешевое сочетание каменного храма и деревянного карниза.

Еще одна изюминка храма – клейма на железных оконных решетках. Это отличительный знак мастерской, в которой их изготовили. Архитекторы не исключают, что когда начнутся работы внутри храма, то на стенах обнаружат множество старинных росписей. Они и сейчас проглядывают сквозь слои штукатурки: так, прихожан встречают изображения Великой мученицы Параскевы и Преподобного Сергия Радонежского.

– Надеемся, академическая живопись середины XIX века, спрятанная под слоем масляной краски, не пострадает при очистке храмовых стен, – говорит отец Павел.

Чтобы спроектировать иконостас, команда архитекторов отправилась в село Спас Ярославской области – замерять аналог 1810 года.

– Эта творческая экспедиция была нужна, чтобы вдохновиться, изучить резьбу иконостаса, а потом применить полученный опыт в Преображенском храме, – рассказывает архитектор-реставратор Екатерина Уварова. – Наша сверхзадача на этом проекте – не построить церковь заново, а сохранить ее индивидуальные черты, не дать им исчезнуть, чтобы памятник архитектуры продолжал жить.