Постановка речи детям в онлайн-формате набирает популярность в Подмосковье

Общество

В сентябре в регионе открылся собственный Центр патологии речи. Уникальность проекта в том, что его логопеды учат школьников говорить, правильно писать и удерживать внимание в дистанционном формате. Рассказываем о первых результатах.

БЕЗ УТОМИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОК

Победой в номинации «Прорыв года» на первом съезде детских врачей Подмосковья с международным участием был отмечен проект «Территория речи», запущенный на базе Детского клинического многопрофильного центра Московской области. Еще недавно, чтобы получить помощь опытных логопедов и неврологов, маленьким пациентам и их родителям приходилось ездить в Мытищи из разных уголков региона. Сегодня, чтобы поставить речь, им достаточно подключиться к конференции в Zoom (программа для организации видеоконференций. – Прим. ред.).

– Московская область – очень большой регион. Чтобы добраться на прием к логопеду в наш центр в Мытищах, дети из Шатуры проводят в дороге 3–4 часа в одну сторону, а из Серебряных Прудов – 5–6 часов. Это крайне долго, сложно и негативно влияет на результат. Ведь после тяжелой дороги ребенок не сможет эффективно усваивать информацию, – рассказывает руководитель Центра речи, главный логопед Министерства здравоохранения Московской области, заведующая психолого-педагогической группой Детского клинического многопрофильного центра Московской области (ДКМЦ МО) Анна Семкина.

С учетом активного развития телемедицины врачи в Центре речи решили попробовать перевести логопедические занятия с детьми на удаленные рельсы.

– Мы разработали двухнедельный курс интенсива для детей с различными нарушениями речевого развития. В очном формате он доступен для детей в возрасте от 8 месяцев до 18 лет. А на телемедицинской платформе помощь логопеда и психолога могут получать школьники. Первое занятие в нем обязательно очное. Ребенок приезжает к нам на консультацию, диагностику и получает свою индивидуальную программу работы, – говорит Семкина. – Затем на протяжении двух недель его в удаленном режиме ведут наши специалисты. У родителей есть возможность записать на видео все занятия, они обязательно получают домашние задания.

СЧИТАТЬ И КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ

За первые три месяца работы проекта через него прошло уже около 400 пациентов. Результаты интенсива впечатляют: по эффективности двухнедельный курс приравнивается к 2–3 месяцам занятий.

– Вначале я была настроена скептически, – рассказывает мама Димы из Серебряных Прудов. – Казалось, как можно удержать внимание ребенка через монитор? Но мой сын с огромным удовольствием включился в занятия: разговаривал, играл и повторял все задания. В результате нам наконец удалось сдвинуться с мертвой точки, и вместо каши во рту у Димы начала оформляться речь. Он начал произносить звуки «ч» и «щ». Так, глядишь, и правильно «рычать» скоро начнем.

Как отмечает Семкина, сегодня проект работает с самыми разными категориями детей всех возрастов.

– Много детей с когнитивными нарушениями. Очень частый запрос от родителей связан с нарушением внимания, быстрой утомляемостью и истощаемостью, отвлекаемостью. Это та категория детей, которые нуждались в занятиях с логопедом, но не занимались. Лишь когда в школе появились проблемы с обучением, родители начали бить тревогу, – говорит Семкина.

Школьников врачи «Территории речи» учат правильно писать, читать и считать, помогают развивать моторику рук. Ведь проблемы у ребят идут сразу по многим предметам: они не видят границы страницы, не могут отсчитать нужные клеточки, испытывают большие сложности с геометрией.

– К таким детям нужен индивидуальный подход. Их особенно важно хвалить за самые маленькие успехи, чтобы не отбить интерес к обучению, – поясняет логопед.

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЛЕПЕТ

Успешно в очном формате помогают подмосковные врачи детям, которые не то что говорить – лепетать еще не умеют.

– Современная медицина позволяет выхаживать деток с минимальной массой тела. Такие малыши первое время находятся на зондовом питании. И когда их снимают с зонда, страдают нарушениями глотания и жевания. С такими трех-пятимесячными крохами мы тоже работаем, – говорит Семкина.

Деток постарше, в возрасте 8–9 месяцев, врачи учат гулить и лепетать. Ведь чем раньше помочь ребенку заговорить, тем легче избежать проблем в интеллектуальном развитии, снизить риск инвалидности.

– Положительная динамика есть у всех пациентов. Родители с удовольствием записываются к нам на повторный курс-интенсив, пройти который можно три месяца спустя после первого. Все занятия с детьми ведутся бесплатно, по полису ОМС, – говорит Семкина.

Уникальность реализации проекта для Московской области заключается в возможности проведения занятий в онлайн-формате, что сейчас крайне актуально и востребовано, говорит Нисо Одинаева.

-В дальнейшем планируется расширение проекта на более тяжелые патологии и более тщательный подход к каждому пациенту. Это очень успешный метод коррекции речевых нарушений, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом, - подчеркивает Нисо Одинаева.