Потребители стали чаще жаловаться на хамство и отказы в возврате денег

Общество

В интернет-магазине продали телефон с дефектом, но возвращать за него деньги покупателю отказались. Или, например, купил в магазине торт, а в нем оказался аллергенный ингредиент, не указанный в составе. В Управлении Роспотребнадзора по Московской области отмечают: потребители стали чаще жаловаться на нарушение своих прав. За первое полугодие в ведомство поступило почти 10 тыс. обращений, что на 16% больше показателя прошлого года.

ПОД КРАСИВОЙ ОБЕРТКОЙ

Чаще всего люди жаловались на отказ продавца принять некачественный товар и вернуть оплаченную сумму. Также на нарушение сроков возврата средств, отсутствие полной или достоверной информации о товарах либо о самом продавце. Особенно заметно выросло количество обращений, касающихся онлайн-покупок, отмечают в ведомстве. Часто продукция, выглядящая на сайте презентабельно, не соответствует заявленным характеристикам.

– Увидела в интернет-магазине кеды известного бренда, сразу оплатила покупку, – рассказывает жительница Химок Татьяна Абросина. – Примерив обновку после получения в пункте выдачи, расстроилась: она оказалась жесткой и жутко неудобной, цвет тусклее, чем на фото. В онлайн-магазине мои требования по возврату денег проигнорировали.

В подобных случаях в Роспотребнадзоре рекомендуют направлять письменное или электронное (через форму на официальном сайте) обращение в ведомство.

«ВООБЩЕ Я ЕМ!»

Еще одна, большая проблема, отмечают специалисты, – грубость со стороны работников магазинов, салонов красоты, банков и т.д. Посты, посвященные этой теме, одни из самых распространенных в соцсетях.

– Не нашла нужный товар на витрине и решила обратиться к кассиру, которая была одна в торговом зале, – вспоминает жительница Клина Олеся Строилова свой поход в магазин на ул. Карла Маркса. – На что работник мне ответила: «Не собираюсь ничего вам искать. И вообще я ем!»

На хамство в сфере торговли и услуг действие Закона о защите прав потребителей не распространяется, но бороться с этим явлением можно.

– Следует оставить отзыв в книге жалоб и предложений. Скорее всего, в отношении сотрудника будет проведена проверка, – говорит председатель Общества по защите прав потребителей «Содействие» Сергей Чесноков (Люберцы). – В случае серьезного оскорбления можно обратиться в суд.

Подобная ситуация сегодня признается правонарушением. Виновнику, если это должностное лицо, грозит до 30 тыс. руб. штрафа. Обычному гражданину – до 3 тыс. руб. Факт оскорбления сложно доказать. Но если приложить усилия – найти свидетелей, представить аудио- и видеозаписи, – справедливость восторжествует.

В Управлении Роспотребнадзора по Московской области отмечают: пострадавший потребитель вправе обратиться к продавцу или исполнителю с претензией в досудебном порядке. Продавец должен эти требования рассмотреть и в случае их обоснованности удовлетворить в течение 10 дней.

Александра Метальникова, психолог, Подольск:

– Все мы вынуждены иногда встречаться с хамством. Избежать этого нельзя, но можно научиться не принимать грубость близко к сердцу. Если это все же произошло, попробуйте мысленно представить, что конкретная ситуация происходит не с вами, а с воображаемыми героями на экране. Можно при этом даже поменять сценарий в лучшую сторону: героя обслужили вежливо, поблагодарили и сказали, что ждут еще. Другой прием – мысленно прокрутить ситуацию от конца до начала, как тот же ролик. Это поможет дистанцироваться от проблемы и выйти из состояния подавленности.