Школа-интернат в деревне Топорково в среднем устраивает в семью одного ребенка в месяц. В чем секрет успеха?

Общество
Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]

Сегодня около 94% детей-сирот из Подмосковья воспитывается в приемных семьях. Этот результат связан с хорошей работой областных интернатов, где не только создают все условия для творческого роста и развития ребят, но и активно взаимодействуют с будущими опекунами. Один из таких образцовых интернатов находится в деревне Топорково Сергиево-Посадского района. Корреспондент «Подмосковье сегодня» разбирался в секрете его успеха.

Секрет успеха

Школа-интернат преподобного Сергия может похвастать не только отличными условиями проживания, но и хорошими показателями по устройству детей в приемные семьи. Например, за последние три года 44 ребенка обрели семью – в среднем это один человек в месяц. Директор учреждения Наталья Лепорская связывает это с двумя причинами. Во-первых «полнокровная и интересная жизнь» позволяет ребятам стать более общительными и открытыми, во-вторых, в интернате успешно работает школа приемных родителей.

– Занятия проводятся раз в неделю. Этот день будущие опекуны полностью проводят в Топоркове. Общаются с ребенком, участвуют с ним в мероприятиях, узнают о нем больше, – рассказывает Лепорская.

Часто опекунами детей становятся благотворители или воспитатели интерната.

– Да, было такое, что одна из наших благотворительниц приехала, увидела ребенка и поняла, что теперь жить без него не может. А еще был случай, когда супруги, работающие воспитателями, взяли под опеку пятерых детей, – добавляет Лепорская.

Отцовский подход

Жилой корпус интерната разделен на специальные боксы – по сути, это двухкомнатные квартиры со всеми удобствами для четырех человек. Исключения составляют дети с особенностями развития, которым требуется индивидуальный подход и лечение, – они живут в отдельных комнатах.

Воспитатель Сергей Сенчугов рассказывает, что ребят не делят по возрасту.

– Во-первых, мы учитываем общие интересы, во-вторых, наоборот, стараемся в одну комнату бокса поселить ребят постарше, в другую помладше. Чтобы было некое наставничество, это улучшает дисциплину, – рассказывает Сенчугов.

Воспитатели, по словам Сергея, живут здесь же в отдельных комнатах, при этом работают вахтовым методом.

– Это очень правильный подход, я бы сказал отцовский. Ребята каждый день видят нас рядом, привыкают, раскрываются. Иногда приходят к нам в воспитательскую по пять-семь человек перед отбоем. Пьем чай, слушаем их переживания, даем советы. А представьте, если бы я каждый день уходил в 8, – говорит Сенчугов.

Спорт и досуг

– Ребята после школы не лежат по своим комнатам, каждый, кому позволяют возможности, чем-то занимается, – говорит Сергей Сенчугов.

Для интеллектуального и творческого досуга есть читальный зал с доступом в интернет, комната для просмотра фильмов с большим телевизором, различные кружки. Особенно в интернате гордятся инструментальным ансамблем, который с гастролями объездил все Подмосковье. Чтобы ребята не забывали про книги, воспитатели придумали особый подход.

– Прочитал 5-10 страниц – можешь посмотреть фильм или посидеть полчаса в интернете. А среди тех, кого заставлять не нужно, самый популярный автор – Стивен Кинг, – рассказывают в библиотеке.

С особым упоением в интернате рассказывают о спортивной жизни: при входе в спортивный корпус есть огромный стенд с кубками и медалями. Ребята делают успехи в футболе, хоккее и тайском боксе.

– Также у нас есть занятия по бильярду, плаванию и даже джигитовке. Ради последних мы возим детей в конный клуб в Сергиев Посад, – рассказывают в интернате.

Ключ к успеху

Главная задача интерната – успешно подготовить детей к взрослой жизни, ведь в 18 лет им придется выйти за стены учреждения. Для этих целей здесь запустили программу «Ключ к успеху».

– Когда ребята выпускаются, главной проблемой для них становится даже не поиск работы, а бытовые мелочи – например, готовка и уборка, – говорит Сергей Сенчугов.

По его словам, ребята не просто сами убирают свои боксы или учатся готовить – они практикуются в планировании бюджета. Воспитанники получают определенную сумму денег, на которую им нужно прожить сутки, и сами выбирают, какие продукты на них купить.

– Кроме того, в ближайшее время заработает кузница, рядом планируем открыть столярные мастерские. У нас в планах разбить аллею. Если сложится, лавочки и беседки будем делать своими силами. Будем приучать ребят к работе, чтобы они уже сразу выходили отсюда с какими-то профессиональными навыками, – продолжает Сенчугов.