Топонимическая революция: в Подмосковье хотят поменять названия 10 станций
Фото: [Кирилл Искольдский]
Такие названия железнодорожных станций, как Подлипки-Дачные, Отдых, Павшино, Реутово, вошедшие в историю Подмосковья, могут скоро исчезнуть с карты региона. По мнению столичного Департамента транспорта, они потеряли свою актуальность, и ведомство предложило их переименовать. В некоторых городах по этому поводу разгорелись жаркие дискуссии. Чем так дороги жителям старые названия, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».
ПУТАНИЦА В НАЗВАНИЯХ
Пассажирам, желающим добраться до Жуковского по железной дороге, придется решить интересную головоломку. Потому что станции Жуковский в расписании электричек нет. Несведущим приходится либо выяснять маршрут у сотрудников касс, либо лезть в интернет. И тогда – о чудо! – путешественники узнают, что в Жуковский можно попасть, выйдя на платформе Отдых Рязанского направления железной дороги.
– Пассажиры часто жалуются на путаницу в названиях, – объяснили в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. – Мы провели анализ наименований остановочных пунктов на всем пригородном железнодорожном сообщении. Было выявлено 38 остановочных пунктов, в том числе 10 в Подмосковье, названия которых потеряли свою актуальность. Поэтому мы предложили их переименовать.
В Департаменте также уточнили, что нововведение связано с созданием транспортно-пересадочных узлов и будущим нанесением маршрутов Московских центральных диаметров на схему метро.
Пока инициатива группы ведомств, куда кроме правительства Москвы входят ОАО «РЖД», АО «Центральная ППК» и правительство Московской области, не является обязательной для исполнения. Решение по переименованиям отдано на добрую волю муниципалитетов.
НА «ОТДЫХ» В ЖУКОВСКИЙ
Первыми узнали об этом в Жуковском. Сейчас платформа, где расположен наукоград, называется Отдых. Название ей в начале прошлого века дал Дом отдыха для железнодорожников. Но в 1935 году неподалеку от платформы началось строительство Центрального аэрогидродинамического института, затем Летно-исследовательского института. Предприятия обрастали жилой застройкой, и в 1947 году «родился» город Жуковский.
Департамент транспорта столицы предложил переименовать платформу Отдых в Жуковский, чтобы наукоград обрел свое место на железнодорожных картах, и пассажирам, направляющимся в одноименный аэропорт, было удобно.
– Нам было предложено рассмотреть эту идею, – рассказывает глава Жуковского Андрей Войтюк. – Я решил спросить у жителей. Голосование в соцсетях наглядно показало, что жуковчане дорожат историческим названием платформы и не хотят его менять.
Дорожат – это мягко сказано. 70% жуковчан, принявших участие в голосовании, категорически против переименования. Мнения однозначные: «Я хочу ехать с работы на Отдых, и так понятно, что в Жуковский, всю романтику хотите прибить!», «Это название – часть истории как города, так и моей жизни».
В итоге Андрей Войтюк решил оставить прежнее название станции.
МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ЛОГИКУ
В Раменском районе предложено сменить название платформы 47 км на Новораменское. Большинство жителей встретили эту инициативу словами: «Что за бред?», «А почему не Старораменское? Или Недораменское?», «Лучше уж в Мальдивы», – ехидничают раменчане.
– И я не понимаю логику, – удивляется глава района Андрей Кулаков. – Населенного пункта или микрорайона с названием Новораменское нет. Мы в ответ предложили переименовать станцию в Ипподром. Он как раз рядом находится – Центр конного спорта федерального значения.
Кулаков уверен, что и жителям понравится такой вариант. В любом случае он лучше, чем старый цифровой, который не нес никакой смысловой нагрузки. Однако пока ответа из Департамента транспорта Москвы в Раменском не получили.
БЛАТНОЙ ВОСКРЕСЕНСК
В Воскресенске также недовольны перспективой переименования платформы 88 км в Воскресенск-Северный. Воскресенцы дружно вспомнили слова из песни Михаила Круга: «Владимирский централ, ветер северный». «Звучит как блатной жаргон», – резюмировали жители.
– Первый раз слышу о таких планах, – признался глава Воскресенского района Олег Сухарь. – Старое название историческое, люди к нему привыкли. В любом случае проведу опрос жителей. Как они решат, так и поступим.
Платформу 107 км в Серпуховском районе предлагается назвать Лукьяново.
– А разве 107 км не на территории Тульской области? – удивились в местной администрации. – Если на нашей, то мы за переименование, так как деревня Лукьяново находится в непосредственной близости от станции.
ПРОБЛЕМЫ С УДАРЕНИЕМ
В Реутове идею Дептранса о переименовании станции Реутово в Реутов приняли на ура. Хотя были и недовольные.
– Мы сразу ответили, что поддерживаем, – сообщили «Подмосковье сегодня» в пресс-службе администрации городского округа. – Потому что пассажиры электричек часто произносят «РеУтово», с неправильным ударением, а жителей это обижает.
До Ногинска весть о железнодорожных реформах пока не дошла. Изменения могут коснуться остановочного пункта 33 км – его предлагают переименовать в Вишняково.
– Думаю, это хорошая идея, – заявил глава Ногинского района Игорь Красавин. – Рядом Вишняковские дачи. Все логично. Сделаем, конечно, опрос жителей, но уверен, что и они отреагируют положительно.
В Королеве под раздачу попала станция Подлипки-Дачные – когда-то престижное место отдыха советской элиты, а ныне – микрорайон с многоэтажной застройкой. Так как дачи давно снесли, московский Департамент транспорта предложил укоротить название, оставив просто Подлипки.
– Чего? Первый раз об этом слышу! – разволновался глава Королева Александр Ходырев. – Кто это решил?
Жители же в ответах «Подмосковье сегодня» в целом инициативу поддержали, сказав, что станцию и так давно называют просто Подлипки.
ПРОПАВШЕЕ ПАВШИНО
Станция Зеленоградская в Пушкинском районе названа созвучно городскому поселению. Как утверждают представители столичного Дептранса, ее постоянно путают с московским Зеленоградом. Поэтому предложили свой вариант – Зеленый город. Пушкинцы признаются: новое название режет слух.
– Нам бы, конечно, хотелось бы оставить прежнее название, я как житель никакой путаницы не вижу, – говорит начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Пушкинского района Нина Мигачева.
По ее словам, администрация будет опираться на мнение жителей, для чего проведет опрос среди пушкинцев.
В Красногорске нашли аж две станции, названия которых показались Департаменту транспорта Москвы неподходящими. Это Павшино и Красногорская.
Первую, как основную для муниципалитета, предлагают назвать Красногорск. А вторую – Ивановской, в честь одноименного СНТ. Судя по тому, что к моменту выхода газеты администрация Красногорска не ответила на редакционный запрос, решение еще не принято.