Ученые Дубны помогут реставраторам узнать тайну фресок в Троице-Сергиевой лавре

Общество
Пресс-служба ОИЯИ

Фото: [Пресс-служба ОИЯИ]

На минувшей неделе ученые Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) приступили к изучению фресковой живописи Троице-Сергиевой лавры. Впервые они получили доступ в святая святых храма и поднялись почти под самый купол. О чем поведали ученым старинные фрески и как нейтроны стирают границы веков, выяснял наш корреспондент.

БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЖИВОПИСИ


Троицкий собор – главный действующий храм Троице-Сергиевой Лавры и древнейшее строение на ее территории. Его возраст датируется XV веком (составляет 8 веков. Время его создания относится к XV веку). В мае этого года внутри собора стартовали реставрационные работы, к которым привлекли сотрудников Группы нейтронного активационного анализа Лаборатории нейтронной физики Ольгу Филиппову и Андрея Дмитриева.
Основной рабочий инструмент ученых – нейтроны. Они берут образец, помещают его близи активной зоны ядерного реактора, облучают, а затем измеряют спектр наведенной активности и определяют элементный состав. Именно так в прошлом году они исследовали прядь косы первой жены Ивана Грозного, первой русской царицы Анастасии Романовны.


В Троицкий собор ученые прибыли, вооружившись портативным прибором для рентгено-флуоресцентного анализа: он позволяет определять элементный состав образцов прямо на месте. После того, как реставраторы очистили стены собора от копоти и, тем самым, открыли доступ к живописи, ученые приступили к исследованиям. Под прицел высокоточного прибора попали, в том числе, росписи барабана собора (барабан – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола – Прим. ред).


– Рентгено-флуоресцентный анализ не наносит никакого вреда живописи, – поясняет кандидат химических наук Ольга Филиппова – Мы проходим с прибором вдоль фресок и собираем полную картину состава пигментов. При этом нам не нужно откалывать фрагменты живописи и везти в лабораторию.

ОТЫСКАТЬ КРУПИЦЫ

В общей сложности ученые уже замерили спектры более чем в 120-ти точках собора. И хотя они только приступили к анализу полученной информации, некоторые любопытные выводы уже удалось сделать.


– В XIV-XV веках для создания фресок использовались исключительно природные материалы, – рассказывает кандидат физико-математических наук, начальник группы Андрей Дмитриев. – Синий тон создавался из дорогих минералов. Перед тем как его наносить, на фреску накладывали рефть – смесь угля и известковых белил. Эта серо-черная краска служила подкладкой для синего пигмента и делала его более насыщенным. Во время реставрации Троицкого собора в начале XX века был неправильно подобран растворитель и синий пигмент практически полностью смыли.


Визуально некогда небесно-синие фрагменты фресок сегодня выглядят серыми. Казалось, растворитель уничтожил первоначальную синеву без остатка. Однако дубненским ученым с помощью микроскопа удалось обнаружить редкие кристаллы изначальных старинных красок. Теперь им предстоит выяснить, из каких минералов был создан этот синий пигмент, а также какие другие краски старинные живописцы использовали в работе. В будущем эти данные понадобятся реставраторам для восстановления первоначального облика фресок.