Учительница музыки из Подольска развивает в воспитанниках любовь к прекрасному

Общество
из личного архива Ольги Тетель

Фото: [из личного архива Ольги Тетель]

Во многих школах урок музыки считается второстепенным предметом, но только не в средней общеобразовательной школе № 34 городского округа Подольск. Здесь заботятся не только о знаниях, но и о душевном состоянии учеников. Не случайно советский писатель, педагог-новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, Василий Сухомлинский говорил: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

Школа в микрорайоне Кузнечики открылась три года назад, но у нее уже немало поводов для гордости. Ученики и педагоги – активные участники фестивалей, соревнований, конкурсов и смотров. Как правило, с состязаний они возвращаются с трофеями: дипломами, наградами, призами. Школьную копилку достижений пополнила учитель музыки Ольга Михайловна Тетель – она вошла в сотню лучших учителей 2020 года.

– Администрация предложила мне представить нашу школу на конкурсе, и я с радостью согласилась, – говорит учитель музыки. – Подготовка была огромной, как дипломная работа, емкой и интересной. Я подробно описала программу, рассказала о концертах, о том, как проходят уроки, как развивается хоровой коллектив.

Всю свою жизнь Ольга Михайловна связала с музыкой: работала педагогом в музыкальной школе, была заведующей отделом культуры в оздоровительном центре, уже 4 года преподает в общеобразовательной школе. На ее уроках скучно не бывает – новаторский поход позволяет учителю увлечь детей безграничностью музыки. На занятиях Тетель есть место не только классике, творчеству советских и современных композиторов, но и молодежным направлениям.

– У нас большой репертуар, в музыке нет границ, поэтому мои ученики знают и любят песни Шаинского и Крутого, поют трехголосие (какое не всегда услышишь в музыкальных школах), легко ориентируются в жанрах музыки. В прошлом году мы с восьмиклассниками устроили эксперимент. Вместо экзамена и зачета по музыке (оценка идет в аттестат) ребята готовили презентации, – рассказывает она.

Собранный учениками материал не уместился в 45 минут, поэтому импровизированному интерактивному действию посвятили три урока, где дети доказывали актуальность выбранной темы. Одноклассники включались в беседу, задавали вопросы, спорили.

– Было очень интересно, дети охватили разные аспекты, – улыбается Ольга Михайловна. – Темы были разные – от классики до рэпа. Я строю урок так, чтобы все дети были задействованы, отсутствие слуха и чувства ритма – не повод не любить музыку. Дети, одаренные в других сферах, знакомится с музыкой, учатся ее любить, понимать. Моя цель – развить в воспитанниках любовь к прекрасному, дать возможность определиться на жизненном пути. Мне очень приятно, что две мои ученицы выбрали музыку: одна поступила в музыкальный колледж, другая стала студенткой Гнесинки.

ХОР НА 200 ГОЛОСОВ

Коллеги и родители учеников поддерживают начинания учителя музыки, ее новаторский подход к занятиям. В прошлом году она после месяца занятий, уже в октябре, вывела на сцену большой сводный хор первоклассников – порядка 200 детей. Ее хоровой детский коллектив постоянно принимает участие в фестивалях. В прошлом году во всероссийском конкурсе «Снегири» 1-е место заняла шестиклассница Ева Темнюк. Творческих замечательных детей в 34-й школе немало, а все потому, что им дают возможность раскрыть свои таланты.

– Мы стремимся, чтобы педагогический коллектив обеспечил высокий уровень подготовки учащихся, способствовал их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, – говорит директор МОУ СОШ № 34 Инна Горкавая. – Чтобы детям было комфортно в стенах школы, чтобы каждый реализовал свой потенциал. Очень важна и поддержка родителей учеников, от них мы ждем активного партнерства.

ПОЗИТИВ И ЭНТУЗИАЗМ

Видя отношение учителей к детям, родители с удовольствием принимают участие в жизни школы.

– Мамы и папы моих учеников всегда стараются помочь, поддержать, что очень приятно, – улыбается Ольга Тетель. – Помощь родных важна каждому человеку. Я человек творческий, и мне очень ценно, что моя семья с пониманием и уважением относится к моей работе.

Семья Тетель музыкальная, супруг и дети прекрасно играют на фортепиано. 22-летний сын Влад, несмотря на прекрасные вокальные данные, выбрал профессию юриста. Дочка Даша учится в пятом классе, но мечтает поступить в консерваторию и пойти по стопам мамы, папы и дедушки.

– Мой папа занимался музыкой, – поясняет Ольга Михайловна, – мама была учителем математики. Я совместила профессии родителей и стала учителем музыки.

Энергичная, веселая Ольга Тетель заряжает всех позитивом и энтузиазмом. Она уверяет, что ей хватает энергии благодаря спорту.

– В свободное время я обожаю плавать, могу 45 минут без отдыха нарезать круги в воде. Мне нравятся пилатес и йога. Для меня спорт – отдых, поэтому я всю свою семью веду в спортзал. А еще в нашем доме всегда звучит музыка, от классики до рэпа – предпочтения у всех разные, а любовь к музыке одна, – говорит учитель.

Значение учителя в жизни человека невозможно преувеличить, подчеркивает член Общественной палаты Московской области Мария Большакова.

– Не просто так для воспитания детей из царской семьи приглашались лучшие мыслители, ученые, художники, поэты и писатели. Учителем Александра Македонского был Аристотель. От учителей зависит наше будущее, даже больше, чем от политиков, бизнесменов, управленцев. Хороший учитель – это якорь школы, к которому идут учиться, ради которого переезжают из других мест. Учителя – основа будущего, – говорит Мария Большакова.