Университеты для родителей могут появиться в ближайшем будущем в Московской области

Общество

Проблемы отцов и детей вечны, как сама семья. Однако в XXI веке недопонимание впервые разрослось до критических масштабов. Сгладить «цифровое неравенство», помочь родителям, детям и учителям смотреть в одном направлении, победить буллинг смогут родительские университеты. О необходимости их создания заговорили на самом высоком уровне.

НЕ ЛОМАЙТЕ КОПЬЯ!

Идею создания родительских университетов озвучил на днях на встрече с главой государства член Совета по правам человека, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов. Он предложил ввести такой инструмент для помощи родителям в сложной психологической обстановке, а также для снятия цифрового неравенства между поколениями. Его предложение высоко оценил и поддержал президент России Владимир Путин.

– Эта идея уже давно витала в воздухе, – считает учитель истории и обществознания Химкинской гимназии № 9, призер конкурса «Учитель года России – 2018» Григорий Назаров. – Зачастую позитивным трансформациям в образовании мешает именно недопонимание и недоверие со стороны родителей. Дело в том, что родители вышли из хорошей, системообразующей советской школы, которая тем не менее жила в другую эпоху. И те задачи, которые она решала, уже во многом не соответствуют духу времени.

Как отмечает учитель, неудивительно, что новаторские подходы и идеи, которые предлагают педагоги и школы, зачастую встречают серьезное сопротивление со стороны родительской общественности.

– Вместо того чтобы ломать копья, нужно садиться за стол и договариваться. Найти общий язык родителям, педагогам и школьникам как раз и помогут родительские университеты, – считает Назаров.

ЦИФРОВАЯ ПРОПАСТЬ

Сегодня взаимоотношения между поколениями родителей из «нецифровой эпохи» и их детьми все чаще приобретают остро конфликтный характер, констатирует ведущий психолог-консультант Центра социальной психологии «Древо Жизни» из Электростали Марина Барышева.

– Мы живем в эпоху перехода к информационному обществу, когда меняется очень многое: каналы и виды коммуникаций, способы выполнения привычных действий. Происходит ускорение обмена информацией, увеличивается ее доступность, часто в ущерб качеству. Накладываясь на и без того непростые взаимоотношения бунтующего подростка и его родителя, эти перемены совершенно не способствуют улучшению взаимопонимания, - говорит Барышева.

Отсутствие компьютерной грамотности у родителей может стать камнем преткновения в семье. По мнению Барышевой, очень важно наладить взаимодействие родителей и психологов в рамках новых университетов.

– Родительские университеты нужны как минимум для проведения ликбеза, психобразования в области самых чувствительных проблем отцов и детей. Важно, чтобы такое обучение не было формальным, чтобы и родители, и преподаватели были заинтересованы в получении устойчивых, долгосрочных, позитивных результатов. Это позволит формировать гармонично развитое поколение молодежи, – добавляет психолог.

Эксперт предлагает ввести в университетах «входное тестирование» родительских компетенций, определяющее «зоны роста» для каждого конкретного студента, индивидуальные траектории развития, модульные курсы, которые будут рекомендоваться к прохождению с учетом результатов теста.

УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Любое обучение должно исходить из целей и потребностей. Родители стараются решать проблемы с детьми сами до тех пор, пока не сталкиваются с критической ситуацией, рассказывает генеральный директор ООО «Цифровое образование», основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин.

– В свое время в «Фоксфорде» мы сделали курс для родителей, и когда начали привлекать на него пользователей, то конверсия оказалась в десятки раз ниже, чем на детский курс. Это подтверждает тезис о том, что большинство не испытывает потребности в получении знаний о воспитании детей. Безусловно, есть группа тех, кто подходит к родительству осознанно, но чтобы это стало массовым явлением, должен произойти какой-то серьезный сдвиг в сознании всего общества, - подчеркнул эксперт.

Как отмечает эксперт, чтобы увеличить охват родительской аудитории, создателям проекта нужно внимательно исследовать проблемы, которые волнуют матерей и отцов, выделить наиболее распространенные и демонстрировать способы их решения на конкретных кейсах. Современные родители должны быть больше вовлечены в образовательный процесс. Это не дежурный вопрос о том, какие оценки ребенок получил в школе.

– Хорошо бы помочь родителям разобраться, как наладить общение с ребенком так, чтобы о своих проблемах он рассказывал им, – добавляет эксперт. – Было бы эффективнее работать на уровне выстраивания взаимоотношений школы и родителей. Сейчас мы часто наблюдаем ситуацию с обоюдным перекладыванием ответственности, а нужно понять, чего они хотят друг от друга, каких действий ждут. Институты семьи и школы должны научиться договариваться между собой, сотрудничать друг с другом. Ну или их должен этому кто-то научить. Если это смогут сделать родительские университеты – прекрасно.

- Главная задача этого Университета – это помочь родителям в новом, зачастую враждебном для людей информационном обществе, в потоке информации не потерять живую связь с душой и сердцем своего ребенка, уберечь и защитить его. А методику президент уже назвал – Любовь! - говорит председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев.

Одна из важнейших задач, которые смогут решать родительские университеты, – вопрос безопасности детей в эпоху цифровизации, отмечает член Общественной палаты Московской области Марина Семенова.

- 25 декабря Общественная палата Московской области проведет форум «Отец, отцовство, Отечество», где мы будем говорить о необходимости таких регулярных курсов и семинаров для родителей. На базе некоторых подмосковных школ они уже проводятся, поэтому мы немножко опережаем другие регионы. Сегодня мы видим в родительских чатах много жестокости и негатива друг к другу, когда родители переходят из стадии общения в стадию конфронтации. Поэтому дети находятся в еще большей опасности. Так что необходимость появления таких университетов бесспорна, - говорит Марина Семенова.