Уроки по фильму «Изгой» будут проводить в школах Подмосковья

Общество

В Академии социального управления разрабатывают методику интерактивного занятия с использованием короткометражного фильма «Изгой». По этой методике со следующего года волонтеры будут проводить уроки в школах Московской области. Проблема сохранения здоровья, противодействие соблазнам алкоголя и бессмысленному образу жизни – основные идеи этого фильма. Корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с режиссером и автором сценария Юрием Сысоевым.

– Юрий, ваш 18-минутный «Изгой» – художественный короткометражный фильм. Его показывали на широком экране?

– Фильм снят в конце 2016 года и за это время объездил более 30 кинофестивалей по всему миру: США, Италия, Мексика, Греция, Нигерия, Южная Африка, Южная Корея, Австралия. Сейчас, например, «Изгой» получил приз как лучший короткометражный фильм года на самом крупном кинофестивале спортивных фильмов в Европе Palermo Sport Film Festival 2017, а Австралия пригласила участвовать в социальной программе развития спорта. И лишь в России внимание кинофестивалей к картине было минимальным, на одном из них нам в просмотре отказали по причине того, что в фильме продемонстрирован... «слишком здоровый образ жизни». Звучит абсурдно, но это прямая цитата! На контрасте с этим мы очень рады, что Главное управление региональной безопасности и Министерство образования Московской области им заинтересовались и планируют показывать «Изгоя» в колледжах и школах Подмосковья.

– В фильме на пути героя друг за другом встречаются люди, символизирующие основные пороки современного общества: алкоголики, торговец наркотиками, пьяные девицы, подростки с просьбой купить пиво в магазине и далее – очевидное противопоставление всему этому злу – спорт. Фильм рассчитан на детей? Его схема упрощена специально, в расчете на уровень аудитории?

– Да. Подростковая аудитория – основная. Одна из задач фильма – показать молодежи доступность и притягательность уличного спорта. Для этого выбрана притчевая структура сценария, где главным роялем в кустах выступает воркаут.

– Почему в качестве спортивного противопоставления выбран именно воркаут?

– Это максимально доступная спортивно-оздоровительная дисциплина для человека любого социального статуса. Не нужна дорогая экипировка, не нужно ходить в дорогостоящую секцию или нанимать репетитора. Турник и брусья во дворе, а также воля и упорство – вот все, что нужно, чтобы развивать свое тело и дух. Но если копнуть фильм глубже, то воркаут – это лишь образ цели. Я убежден: каждый мужчина должен посвятить себя служению четкой цели. Некая форма японского кодекса «Бусидо», так называемый «Путь воина». У каждого это свой путь. У меня – создавать кино, у кого-то – писать картины, сочинять музыку и так далее.

– Кто играл в фильме главную роль?

– В этом плане фильм «Изгой» является экспериментальным, так как главную роль играл непрофессиональный актер Михаил Баратов. Один из главных идеологов воркаута в нашей стране, а также прекрасный спортсмен. Для нас это был определенный риск, но Михаил справился замечательно. С учетом того, что он очень переживал за свой дебют в кино.

– Почему вы выбрали тему здорового образа жизни?

– «Изгой» – это первый в кинематографической истории фильм про здоровый образ жизни. Его идея пришла мне в голову, когда я шел из магазина с двумя пятилитровками воды и, чтобы не терять времени, выполнял упражнения: подтягивал плечи к ушам, качал бицепсы, а за спиной слышал смех. А шел бы с двумя бутылками пива, на меня даже внимания никто не обратил бы. Алкоголь продается в продуктовых магазинах, значит, считается продуктом питания. Он настолько интегрирован в наше общество, что не вызывает никакого отвращения. В нашем фильме алкоголь – негативный персонаж.

– То есть сегодня трезвые и здоровые люди – изгои общества?

– Я не был бы так категоричен. Противник главного героя в фильме даже не алкоголь, а среда. Сейчас вся современная молодежь находится в погоне за развлечениями, а между развлечением и алкоголем для большинства – знак равенства. В середине фильма есть документальная вставка, где нет актеров, а сняты настоящие уличные алкаши в реальной жизни. Мы на этот эпизод выделили два полных съемочных дня. Так как нужно было снимать при дневном свете, а в октябре темнело рано, мы начинали в 12 часов дня и боялись, что алкоголиков в это время еще не увидим. Мы все сняли за три часа! Просто переходили из одного двора в другой и постоянно натыкались на крепко выпивающих персонажей. В самом начале фильма фигурирует тоже самый обычный продуктовый магазин, у которого все подходы к кассе заставлены алкоголем. Этот антураж не создан специально, мы ничего не меняли. Торговец наркотиками, который пристает к герою фильма, точно так же когда-то приставал ко мне на Серпуховском Валу, и продолжение реальной истории было даже похлеще кинематографической.

– Какие отзывы о своем фильме вы получаете?

– Мы очень рассчитывали на интернет-аудиторию и не прогадали. Несмотря на то что в рекламу фильма вложили только 500 руб., за три месяца набрали уже более миллиона просмотров на двух каналах. Кто-то пишет, что фильм сильно мотивирует, кто-то вспоминает про забытый турник, многие призывают продолжать снимать подобные картины и показывать их в школах. Фильм ведь не только о здоровом образе жизни, но и о том, что не нужно сдаваться, надо стремиться к реализации своих целей. И если ты один, это еще не значит, что одинок. Я сам веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом, мне это важно. А донести свои идеи через кино – практически обессмертить себя. Наше кино в интернете сейчас смотрят в среднем десять тысяч человек в день – это очень мощный инструмент по продвижению нравственных ценностей.

– Планируете ли вы еще снимать фильмы подобной направленности?

– Фильм «Изгой» – это пилотный проект учрежденного кинокомпанией «Амарант» Департамента нравственного кино, сокращенно – ДНК. У департамента нет господдержки, но есть большие планы. Я глубоко убежден, что у режиссера должна быть социальная ответственность. Нужно четко осознавать, какое кино ты снимаешь и как оно повлияет на людей. Величайший режиссер Стэнли Кубрик, сняв свой культовый фильм «Заводной апельсин», впоследствии очень жалел о его создании. После премьеры картины люди начали подражать главным героям: убийцам и насильникам. Молодежь одевалась как персонажи фильма, выходила на улицы и совершала тяжкие преступления. Кубрик из-за этого даже хотел изъять все копии картины из кинотеатров, но было уже поздно. Это очень характерный пример того, какая ответственность лежит на кинематографистах. Наша компания стремится к позитивному и полезному влиянию на зрителя. Мы стараемся вдохновлять и мотивировать людей на свершение своих светлых намерений. Кино действует на подсознание, работает по принципу зерна, которое потом в нужное время прорастет. Так пусть это зерно будет здравым.