В Мособлдуме представили лучшие инновации в работе социальных учреждений Подмосковья

Общество
Шатурский социально-реабилитационный центр

Фото: [Шатурский социально-реабилитационный центр]

Посетителей выставки больше всего привлекли проекты «Танцующие краски», «Песочная терапия» и методика правополушарного рисования. В чем суть этих практик и как они помогают улучшать здоровье детей, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

РИСУЕМ ВСЕМ

В Шатурском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних знают, что рисование способно увлечь даже тех детей, которые изначально не горели желанием брать в руки кисти и краски. Тем более, что это занятие для подопечных Центра можно сравнить с тренировками спортсменов: ребята развивают мышление, отрабатывают координацию движений и улучшают речь. Педагоги пускают в ход нетрадиционные техники: рисование на молоке, руками, ватными палочками, мыльными пузырями и пеной для бритья.

– В стаканчике с жидкостью разводится краска, через трубочку ребенок выдувает пузыри и прикладывает к листу. Разноцветные отпечатки можно использовать как фон или продолжить линии и дорисовать что-то свое. У ребят включается фантазия, – рассказывает заведующая отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями Ольга Санина.

Специалист добавляет, что у многих детей с ДЦП или нарушением речи возникают проблемы с дыханием, а мыльные пузыри – это как раз упражнение на «дыхалку».

Неизменный восторг у детей вызывает фокус с рисованием на молоке: если к готовому изображению поднести ватную палочку с жидким мылом, краски разбегаются.

– Это растормаживает эмоциональную сферу у детей, они просят повторить еще, хотят экспериментировать дальше, – заключает Санина.

ОБЕ ДВЕ

Любимый герой восьмилетнего подопечного Центра – Александр Македонский. Прославленный полководец мастерски бился на мечах двумя руками одновременно. У мальчика в одной руке карандаш, в другой – фломастер.

– Методика двуручного рисования развивает межполушарное взаимодействие мозга. В процессе наши художники становятся более собранными, лучше контролируют поведение и свои движения, – объясняет Ольга Санина.

Еще год назад ребенок ходил, натыкаясь на каждый угол, не мог усидеть за партой больше десяти минут.

– Сначала рисовали специальными кисточками – тычками, мазками, сверху вниз, справа налево, а через полгода стали получаться настоящие рисунки, – рассказывает педагог об успехах воспитанника.

ОТ БОЛОТНОГО К ЛАЗУРИ

Ребята из Рошальского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних могут написать картину за 10–15 минут. Такой метод «быстрого» рисунка направлен на развитие у детей образного и пространственного мышления, а также снимает психическое напряжение.

– Используя щетину кисточки, можно очень быстро нарисовать цветы, траву, деревья. Творческий процесс способствует расслаблению, дети наслаждаются им, не думая о том, что получится в результате, – говорит специалист по реабилитационной работе Центра Елена Дементьева.

Придя в Центр, 12-летний школьник не мог зайти в класс, если видел там других детей – настолько мальчик был зажат и замкнут. Мрачное настроение преобладало и в его рисунках: коричневые, болотные, темно-синие цвета.

– Можно увидеть, как за время занятий изменилась палитра произведений подростка – теперь его пейзажи в основном на фоне ясного неба. Такие же перемены произошли и в его поведении: постепенно он стал более открытым, начал общаться с другими детьми, – говорит Елена Дементьева.

ПРОЙДЕТ, КАК СТРАХ НА ПЕСКЕ

Песочный стол с подсветкой появился в Рошальском центре три года назад. С тех пор его воспитанники спешат на занятия с психологом Евгенией Чайковской.

– Преимущество песочной терапии в том, что ребенок может моментально стереть рисунок, если ему что-то не нравится, и тут же создать новый, – говорит специалист.

Эту методика применяют для диагностики и коррекции психологических травм, неврозов и сложностей поведенческого характера. Например, один из самых распространенных страхов у детей – страх темноты. С ним работают так: на песке чертят квадрат, снизу его подсвечивают. Сияющую фигуру засыпают песком и получившуюся темноту ребенок стирает, а на этом месте рисует солнце, цветы и бабочек.

– На этой выставке мы постарались собрать лучшие инновационные практики, которые используют в своей деятельности наши учреждения социального обслуживания семьи и детей, – говорит министр социального развития Московской области Ирина Фаевская.