В Подольском планетарии школьникам помогают колонизировать Солнечную систему

Общество
из личного архива Игоря Царькова

Фото: [из личного архива Игоря Царькова]

18 марта в мире отметили День планетариев. Накануне праздника корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с руководителем первого в России цифрового школьного планетария и выяснил, почему важно знать устройство Вселенной, какой экстрим поджидает юных астрономов во время наблюдений и можно ли работать в обсерватории удаленно.

ОБСЕРВАТОРИЯ ВМЕСТО ВЕЛОСИПЕДА

Собственный планетарий в школе № 29 Подольска появился еще в 2009 году в сложные для астрономии времена: на тот момент предмет уже два года как вывели из школьной программы. Этот планетарий в России стал не только первым школьным, но и первым цифровым.

– За два года до планетария в школе начала работать полностью автоматизированная обсерватория, построенная на американском оборудовании. Деньги на нее собирали всем миром. Приходили родители с детьми и говорили: «Хотели купить в семью велосипед, но по желанию детей решили отдать деньги на обсерваторию», – рассказывает лауреат премии правительства РФ в области образования, к.т.н., сооснователь проектной платформы «КосмОдис» Игорь Царьков.

Сегодня планетарий является частью Подольского астрономического клуба. По словам Царькова, это самый востребованный их проект, который посещают все: от детсадовцев до ветеранов войны.

САМ СЕБЕ СИНОПТИК

Не так давно в обсерватории началась серьезная модернизация.

– Это будет удаленная обсерватория, что позволит ребятам со всей страны пользоваться нашим инструментом и выполнять собственные задачи. Кроме того, у нас работает новый проект – центр космического мониторинга. В нашей школе установлено оборудование, которое позволяет принимать изображения земной поверхности и атмосферы с российских полярных спутников и обрабатывать их. А собственная метеостанция позволяет школьникам делать метеорологические прогнозы погоды, – объясняет эксперт.

В ближайшее время в обсерваторию планируют поставить новую систему Lorett. Благодаря ей школьники смогут заниматься экологическими проектами и задачами, связанными с чрезвычайными ситуациями.

КОСМИЧЕСКИЕ КОЛОНИЗАТОРЫ

Особая гордость Подольского астрономического клуба – познавательно-игровая программа «Колонизация Солнечной системы», разработанная специально для учащихся 7–8 классов. Ее цель – игровая подготовка землян для жизни на Луне и Марсе. Эта программа легла в основу всероссийской проектной интернет-платформы «КосмОдис 3.0».

– Наша школа – активный участник и организатор проекта. В рамках программы учащиеся решают различные задачи: как добраться до небесного тела, как строить там жилище, добывать энергию, получать продукты, защищаться от агрессивной среды, перемещаться, общаться. На любом космическом теле условия не столь комфортные, как на Земле, значит, надо все проблемы, которые у нас давно решены, решать по-новому, в других условиях, – объясняет Царьков.

По его словам, такие задачи позволяют детям стать настоящими первооткрывателями. Они создают свои футуристические проекты с учетом реальных физических условий выбранных тел, объединяются в команды, делают проекты в своих школах, а потом защищают их на фестивалях, которые проходят в разных городах России.

УДИВЛЯТЬСЯ КРАСОТЕ

В этом году астрономия вернулась в школьную программу. По мнению Царькова, важность этого события сложно переоценить.

– Когда в интернете начинают всерьез обсуждать вопросы, плоская наша Земля или круглая и были ли американцы на Луне, кроме чувства стыда в этом случае трудно что-либо испытывать. То, что астрономия вернулась в школу, – это замечательно. Но приказ на бумаге, даже очень правильный, еще далек от преподавания сложного и технически многогранного предмета. Теперь дело за подготовкой кадров, разработкой учебников и электронных пособий, – говорит Игорь Царьков.

Он отмечает, что астрономические наблюдения – это целая наука, которую нужно упорно постигать: не спать по ночам, мерзнуть на морозе, терпеливо ждать прозрачного неба, учиться работать со сложным инструментом. Просто подойти и посмотреть в окуляр телескопа – это далеко не наблюдение.

– Дети, впервые пришедшие в обсерваторию и заглянувшие в телескоп, реагируют по-разному. Кого-то это завораживает, а кто-то говорит, что в интернете и не такое видел, не понимая разницы между живыми наблюдениями и картинками. Но таковы современные школьники, растущие на виртуальной реальности. И здесь уже наша забота – вернуть их в реальный мир и научить удивляться красоте, – говорит Царьков.

– С 1 сентября 2017 года на уровне среднего общего образования вводится учебный предмет «Астрономия», – говорит министр образования Московской области Марина Захарова. – Объем учебной нагрузки – 35 часов за два года реализации (10–11-й классы). Астрономия вводится в обязательную часть учебного плана по мере готовности образовательной организации: наличия учебников, прохождения педагогами курсов повышения квалификации. С 1 сентября 2018 года астрономия будет обязательным предметом во всех школах.