Великолепная десятка: рассказываем о 10 лучших школах Подмосковья

Общество
Артем Геодакян/ТАСС

Фото: [Артем Геодакян/ТАСС]

Перед началом учебного года в Московской области по традиции огласили список лучших школ региона по качеству образования. При этом первые 10 образовательных учреждений удостоились специального гранта в размере 1 млн руб. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, почему эти школы можно считать флагманами среднего образования в области и на что они планируют потратить заслуженный миллион.

1. Физтех-лицей им. Капицы, Долгопрудный

Год открытия – 2014

Средний результат ЕГЭ – 82 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – 10 человек

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ), федеральный этап – шесть призеров, три победителя

Всего за четыре года своего существования лицей поднимается на высшую ступень рейтинга уже в третий раз. К тому же он ежегодно покоряет федеральные рейтинги: топ-500 лучших школ России, топ-100 лучших образовательных учреждений страны физико-математического профиля, восьмое место в России по конкурентоспособности выпускников – это лишь малая часть наград. Ученики буквально с начальных классов участвуют в профильных олимпиадах и конференциях. Лицей сотрудничает с лабораториями ведущих вузов, он также стал партнерской площадкой состязаний нового формата, например олимпиады «Национальная технологическая инициатива».

Неудивительно, что конкурс на поступление в лицей может быть от четырех до 20 человек на место. Зато его выпускников ценят во многих вузах страны, особенно в МФТИ и МГУ.

Досуг и спорт в лицее тоже на высоте: театральные труппы, лыжники и легкоатлеты регулярно приносят в копилку учреждения новые победы.

Учреждение регулярно получает миллионный грант с 2015 года. Благодаря этой поддержке в лицее появилось оборудование для психологической поддержки учеников, приборы для лаборатории МФТИ, где ребята выполняют исследовательские работы, и собственная типография.

2. Гимназия «Логос», Дмитров

Год открытия – 1992

Средний результат ЕГЭ – 85,5 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – четыре человека

Участие в ВОШ – три человека

Преподаватели «Логоса» уверены, что все дети одаренные, главное – сделать так, чтобы у них был максимум возможностей проявить свой интеллект. Так, в прошлом учебном году учителя активно внедряли междисциплинарные уроки. Еще одна «фишка» учреждения – в гимназии работает собственное правительство, которое состоит из учеников 7–11 классов. Ежегодно путем тайного голосования выбирается президент гимназии. Такой подход позволяет воспитывать лидерские качества, обучать основам демократии, социокультурному развитию. В 2013 году гимназия стала лучшей в регионе по качеству образования и с тех пор ни разу не вылетала из десятки. Особое внимание в учреждении уделяют изучению естественно-научных дисциплин, для этого в гимназии формируется целая нанолаборатория.

На что потратят грант: на закупку моноблоков с новейшими операционными системами.

3. Лицей научно-инженерного профиля, Королев

Год открытия – 1989

Средний результат ЕГЭ – 80 баллов

Количество 100-балльников ЕГЭ – пять человек

Участие в ВОШ – два призера

Если в рейтинге подмосковных школ лицей из Королева в этом году взял «бронзу», то во всероссийском списке лучших заведений по конкурентоспособности выпускников оказался лучшим среди школ региона и третьим по стране. Более 70% его выпускников поступают в престижные вузы – МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, Высшую школу экономики. В лицее применяют вузовские методы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы. На практических семинарах по профильным дисциплинам классы делят на подгруппы по 12–14 человек. Это позволяет педагогам больше работать с учениками индивидуально, раскрывать потенциал каждого.

На что потратят грант: на оснащение учебных классов современным оборудованием.

4. Физико-математический лицей, Сергиев Посад

Год открытия – 1990

Средний результат ЕГЭ – 79,4 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – пять человек

Участие в ВОШ – один человек

В лицее делают упор на физику, математику и информатику, а остальные предметы преподают в обычном объеме. За 28 лет работы учреждение выпустило 1445 учеников, и все они поступили в высшие учебные заведения на дневные бюджетные отделения, преимущественно в МФТИ, НИЯУ МИФИ и МГУ им. Ломоносова. Более 100 выпускников стали кандидатами и докторами наук. С 2000 года в лицее ввели специальный курс «Экспериментальная физика»: лицеисты выполняют практические задания на оборудовании, которое установил МФТИ. Уже три года на базе лицея работает «Летняя физическая школа», где с ребятами помимо привычных педагогов работают тренеры сборной Москвы по физике. Долгие годы школа занимает лидирующие позиции в стране по разработке и реализации программ по углубленному изучению предметов.

На что потратят грант: на покупку мини-обсерватории, так как с нового учебного года «Астрономию» включили в официальный план занятий.

5. Гимназия «Дмитров»

Год открытия – 1935

Средний результат ЕГЭ – 75,5 балла

Количество 100-балльников – два человека

Участие в ВОШ – 11 человек

На протяжении 12 лет гимназия не выпадает из десятки лучших школ региона по итогам сдачи ЕГЭ, ОГЭ (основной государственный экзамен. – Прим. ред.) и условиям учебного процесса. В 2005 году учреждение стало абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», и это достижение для Московской области до сих пор уникальное. Особое внимание в «Дмитрове» уделяют исследовательской деятельности. Так, в 2004 году на базе гимназии открылся центр «Перспектива», и с тех пор более 200 учеников стали победителями различных исследовательских конференций. В учреждении даже есть своя автошкола – все одиннадцатиклассники могут сдать экзамен в ГИБДД. За 47 лет существования внутренней автошколы категорию «В» открыли почти 3300 выпускников.

На что потратят грант: на покупку новых компьютеров и оборудования для занятий робототехникой.

– Образование Подмосковья входит в пятерку лучших в стране по числу школ в топ-500 и по числу победителей и призеров олимпиад, а также занимает второе место по количеству школ и по конкурентоспособности выпускников, – говорит и.о. министра образования Московской области Марина Захарова. – В Московской области 530 стобалльников в 2018 году и 8100 выпускников, набравших на ЕГЭ 220 баллов и более. Надо отметить, что в 2017 году губернатор установил выплаты учителям, подготовившим стобалльников, в размере 100 тыс. руб. В 2018 году 16 подмосковных школ вошли в рейтинг RAEX по конкурентоспособности выпускников (выпускники этих школ поступили в ведущие вузы страны). В 2017 году таких школ было восемь.

6. Физико-математический лицей № 5, Долгопрудный

Год открытия – 1937

Средний результат ЕГЭ – 75,5 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – три человека

Участие в ВОШ – один призер, четыре участника

Лицей из Долгопрудного не вылетает из топ-10 лучших школ региона с 2014 года, а два года назад он стал лучшим образовательным учреждением области. В прошлом году школа возглавила еще один региональный рейтинг как лучшее учреждение, реализующее естественно-научное направление. В лицее органично объединяют основное и дополнительное образование за счет кружков по математике, физике, астрономии и информатике. В учреждении особенно гордятся преемственностью – многие выпускники возвращаются в лицей уже в качестве педагогов.

На что потратят грант: на оборудование для актового зала и занятий по робототехнике.

7. Сергиево-Посадская гимназия им. Ольбинского

Год открытия – 1994

Средний результат ЕГЭ – 78,2 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – шесть человек

Участие в ВОШ – два призера, четыре участника

На протяжении многих лет гимназия им. Ольбинского славится воспитанием будущих медиков. Эту профессию традиционно выбирают почти 30% выпускников, которые поступают в ведущие профильные вузы страны. Так, с Ярославским государственным медицинским университетом школа наладила плодотворное сотрудничество – на базе лицея проходит довузовская подготовка. Кроме непосредственно учебы местные школьники всерьез увлекаются театром и занимаются в студии.

На что потратят грант: на оборудование для новых постановок.

8. Одинцовская лингвистическая гимназия

Год открытия – 2008

Средний результат ЕГЭ – 76,4 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – шесть человек

Участие в ВОШ – один призер, два участника

Единственная в топ-10 школа с лингвистическим уклоном стала опорной школой издательства «Просвещение»: здесь регулярно проводят совместные проекты, «круглые столы» и встречи с авторами учебников. В гимназии налажено сотрудничество по обмену опытом с МГИМО и МГОУ (Московский государственный областной университет. – Прим. ред.). С последним вузом школа реализуется проект «Живой язык», в рамках которого педагоги и ученики отправляются на стажировку в зарубежные языковые лагеря.

На что потратят грант: на оборудование актового зала и покупку светозвуковых установок.

9. Областная гимназия им. Примакова, Барвиха

Год открытия – 2017

Средний результат ЕГЭ – 80 баллов

Участие в ВОШ – один призер

Гимназия им. Примакова открылась в прошлом году и сразу ворвалась в десятку лучших школ области. Это учреждение можно смело назвать школой будущего: все учебные кабинеты здесь снащены интерактивными панелями CleverTouch и моноблоками iMac; тут есть классы для изучения основ программирования, робототехники, фото- и видеопроизводства. Одна из первых в стране гимназия поэтапно реализует модель обучения «Один ученик – один iPad». В гимназии удалось создать уникальную билингвальную среду: треть всех занятий проходит на английском языке.

На что потратят грант: это решат в ближайшее время на общем собрании коллектива.

10. Одинцовский лицей № 10

Год открытия – 1965

Средний результат ЕГЭ – 73 балла

Количество 100-балльников ЕГЭ – пять человек

Помимо десятого места в рейтинге лучших школ области, в этом году лицей стал победителем конкурса «Образовательное заведение нового поколения – передовая лаборатория педагогов-новаторов», который проводился в рамках проекта «Педагог XXI века». Более 10 лет школа сотрудничает с фондом японской культуры The Japan Foundation при посольстве Японии в России. Лицеисты неоднократно выигрывали и занимали призовые места в конкурсах для детей, изучающих японский язык в России. В школе разработали технологию работы с одаренными детьми «Интеллектуальное меценатство». Ее главные цели – социализация интеллекта одаренного ребенка и создание условий «превращения» талантливого ребенка в талантливого взрослого.

На что потратят грант: на оборудование для инженерного и медицинского классов.