Забыть о «Щелкунчике»: рассказываем об артистах театра «Русский балет», которые заново нашли себя на пенсии

Общество
Из архива МОГТ «Русский балет»

Фото: [Из архива МОГТ «Русский балет»]

Балетный век короток. Карьеру танцорам по разным причинам приходится завершать в 35–40 лет. Но погруженные в круговорот спектаклей, репетиций и гастролей артисты очень редко задумываются над этим. В результате многие оказываются совершенно неподготовленными к уходу со сцены. Но есть и примеры более дальновидных звезд балета. Корреспондент «Подмосковье сегодня» разыскал бывших танцоров областного театра «Русский балет», которые нашли свое счастье и вне подмостков.

ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНКУ

Мария Гладышева отдала балету 18 лет своей жизни. Училище, театр, изнурительные репетиции, тренировки у станка, постоянные гастроли. В таком водовороте событий Гладышева не успела оглянуться, как ей стукнуло 35.

– Ушла, потому что было желание двигаться дальше по жизни. Да и организм не выдерживал нагрузок. Я ведь перенесла две операции на стопах, – рассказывает Мария. – Если честно, я года полтора не могла на балет смотреть, хотя он был смыслом моей жизни. Но потом оттаяла как-то. Теперь слежу за выступлениями по телевизору.

Руки Мария не опустила. Еще в юности она получила высшее педагогическое образование. Как ушла из балета, сразу же поступила в институт физкультуры на тренерское отделение. Стала преподавать хореографию в частной школе. Потом ее пригласили поработать тренером на сборах у юных спортсменов-фигуристов.

– Мир тренерства и спорта увлек меня, – говорит Мария. – Поэтому я стала искать хорошие вакансии в этой сфере. И однажды мне предложили место тренера в школе спортивной гимнастики.

Как говорит Гладышева, сейчас у нее стабильная, размеренная жизнь, расписанная на полгода вперед. Семья, с которой хочется проводить больше времени.

– По сцене я, конечно же, скучаю, – заключает Мария. – Находиться в состоянии вечного праздника и одновременно вечных перегрузок невозможно. Сейчас моя главная цель – вырастить олимпийскую чемпионку. Перспективные кандидатуры уже есть.

МНОГО ДИЛЕТАНТОВ

Бывший солист «Русского балета» Илья Мигачев причину ухода со сцены характеризует просто: «время пришло». После этого мужчина искал себя: работал художником-оформителем специальной литературы о балете, потом трудился скульптором. И наконец, занялся продюсерской деятельностью – организовывал гастроли российских артистов балета за границу.

– Там я увидел огромное количество частных балетных школ, чего не было у нас, – рассказывает Илья. – Загорелся идеей создать свою студию в России. Чтобы и здесь больше детей получили возможность заняться балетом.

Как вспоминает бывший танцор, ради открытия ему даже пришлось освоить еще несколько профессий: строителя, электрика, бухгалтера. В конце концов из голого помещения в одном из районов Москвы родилась собственная школа под названием «32 Фуэте». Мечта исполнилась в 2000 году.

– Лет через пять сформировалась первая детская балетная труппа. Мы поставили «Щелкунчика», – рассказывает Мигачев. – Я сам шил костюмы, сколачивал декорации, даже огромную концертную люстру мастерил дома.

Через несколько лет открылось еще два филиала школы. Причем Илью попросили сделать это в муниципальных досуговых учреждениях.

– Сейчас моя школа известна в балетном мире, – гордится Мигачев. – Воспитанники поступают в профессиональные учебные заведения. Я призываю артистов балета, вышедших на пенсию, не бояться идти тренировать детей. Потому что в вас есть необходимость, вы – профессионалы, а сейчас, к сожалению, этим делом занимается много дилетантов.

УНИКАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Когда-то Юрий Бурлака был ведущим солистом Московского областного театра «Русский балет». Карьера складывалась очень удачно: выступления, деньги, слава. Но, несмотря на это, еще задолго до того, как повесить пуанты на гвоздь, Юрий поступил в ГИТИС.

– Я думал о будущем и хотел получить высшее образование и считаю, что это нормальная практика, – поясняет Юрий. – Срок-то у нас короткий. Поэтому нужно заранее думать о том, что будешь делать дальше. Да, уходить со сцены было очень тяжело. Но балет – искусство молодых. И очень тяжелая профессия.

По словам Бурлаки, перед тем как закончить танцевальную карьеру, ему пришлось сделать сложную операцию на бедре, теперь в ноге бывшего артиста металлический штырь.

– От нагрузок изменяются суставы. Поэтому ранний уход на пенсию – это не привилегия балетных, а суровая медицинская необходимость, – поясняет бывший танцор.

Сегодня Юрий – уникальный специалист-эксперт по истории балета, занимающийся реконструкцией старинных спектак­лей, доцент Московской государственной академии хореографии и главный балетмейстер Театра Балета Бориса Эйфмана.

ПРОГРАММИСТ И ДАЛЬНОБОЙЩИК

Как правило, бывшие солисты балета стараются остаться в этой сфере либо выбирают похожие спортивные дисциплины. Но есть и примеры, когда артисты радикально меняют сферу деятельности. И тоже приходят к успеху.

Например, солист театра «Русский балет» Константин Леонов, покинув сцену, стал высокооплачиваемым востребованным программистом. Он, еще будучи артистом, получил дополнительное образование.

– Я с детства увлекался компьютерами, сам писал несложные программы. Когда карьера танцовщика подходила к концу, понял, что в жизни после балета хочу заниматься именно этим, – говорит бывший артист.

Как рассказывают бывшие коллеги Константина, на гастроли он выезжал с рюкзаком, наполненным учебниками. А однажды, еще служа в театре, даже устанавливал программное обеспечение в местной бухгалтерии.

Сразу после сцены Константин устроился на работу системным администратором, а сейчас трудится в партнерской Сбербанку компании в должности программиста. Получает хорошие деньги.

– Немного скучаю по театру, – признается Леонов. – Часто снится, как танцую. Но ни о чем не жалею. Балет был прекрасным периодом моей жизни, а сейчас другой период, тоже прекрасный, но по-другому.

Еще более необычно сложилась судьба у ведущего солиста Сергея Пупырева. После ухода из театра он эмигрировал в США, где собирался продолжить карьеру. Сергей устроился водителем на скорой помощи, а потом стал дальнобойщиком, возит грузы. Параллельно он работает в балетной школе и со сборной США по танцам на льду. С самим Сергеем, к сожалению, оперативно связаться не удалось, но, как сказали его знакомые, он очень доволен своей жизнью.

ДУМАТЬ НАПЕРЕД

Как рассказывает бессменный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев, все эти истории связывает одно: люди сумели вовремя подготовить себе запасной аэродром, не поленились заранее получить высшее образование. Потому что с дипломом училища и специальностью «артист балета» в 40 лет трудоустроиться практически невозможно.

– Сейчас такое время, что даже обычные пенсионеры идут на перепрофилирование, – говорит Гордеев. – И я своих артистов убеждаю получать образование. Если человек зациклен на балете, ничего, кроме него, не видит и не знает, то это ограниченный человек.

Вячеслав Гордеев сам когда-то, будучи солистом Большого театра, поступил на журфак МГУ, успешно его окончил и создал с коллегами уникальный для России профессиональный журнал «Советский Балет», который жив до сих пор.

Как рассказал Гордеев, среди «выпускников» его театра есть и специалисты по гостиничному бизнесу, и стилисты, и журналисты, и поэты. И он только счастлив, что его бывшие подопечные смогли своим примером доказать, что жизнь есть и после балета.

– Это очень актуальная, социально значимая тема. Ведь короток век не только у балетных, но и у спортсменов, рабочих вредных производств, – рассказал председатель Комитета по вопросам охраны труда, здоровья и социальной политики Московской областной Думы Андрей Голубев. – Для того чтобы продолжать активную жизнь дальше, им необходимо менять сферу деятельности. В Московской области уже год работает специальная программа для предпенсионеров. Можно обратиться в центр занятости по месту жительства, пройти переподготовку за счет государства. На выбор предлагается более 20 профессий, востребованных сейчас на рынке труда, – это сферы IT-технологий, бухгалтерского учета, медицины, педагогики, логистики и многих других. Уже почти 6000 жителей Московской области воспользовались этой программой. Нужно уточнить, попадают ли в нее артисты балета, имеющие льготный выход на пенсию. Если нет, то я на ближайшем заседании подниму вопрос о включении их в программу. В любом случае бывшие артисты балета будут очень востребованы, например, в нашей программе «Активное долголетие», мы приглашаем их вести хореографические кружки для пожилых жителей Подмосковья.