Житель Коломны реставрирует церковные купола по всему Подмосковью

16:09, 26 ноября 2019

31-летний Григорий Губин из Коломны семь лет реставрирует церковные купола по всей Московской области на пожертвования неравнодушных жителей. За это время он принял участие в восстановлении семи объектов. С чего начинаются работы, легко ли трудиться на высоте птичьего полета и почему у куполов разные цвета, мастер рассказал «Подмосковье сегодня».

СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Любимым делом Григорий начал заниматься благодаря знакомству с опытным реставратором, который возрождает церкви с 90-х годов прошлого века. Сейчас учителю Григория уже 65 лет, но он трудится наравне со всеми. Григорий признается: он безмерно благодарен наставнику и будет перенимать его бесценный опыт, пока это возможно.

Бригада, в которой работает Губин, берется восстанавливать церкви практически в разрушенном состоянии. Мастера уже возродили церковь Николая Чудотворца в Коломенском городском округе и Рождественский храм XVI века в деревне Пронюхлово городского округа Зарайск.

Григорий вспоминает, что тяга к прекрасному проявилась еще в детстве. Учиться в школе ему не очень нравилось. Пока другие одноклассники грызли гранит наук, он сидел на задней парте, предавался мечтам и рисовал все, что придет в голову. Но на художника так и не выучился. Стал менеджером и работал в области рекламы, однако природная склонность в конце концов дала о себе знать.

– Я всегда восхищался архитектурой, – признается мужчина. – Храмы, колокольни, театры, башни – самые красивые постройки в стране. А сколько у нас полуразрушенных церквей? Они погибают под воздействием неблагоприятного климата – температура все время переходит из минусовой в плюсовую и обратно. Хочется сохранить эту красоту для потомков.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Восстановление церковных построек – специфическая и непростая работа, которую нельзя постичь только в аудитории. Нужны крепкие навыки жестянщика и кровельщика. По словам энтузиаста, сейчас этому практически нигде не учат, но он сумел освоить азы самостоятельно. Есть проблема и с инструментами. Казалось бы, сейчас все есть, чего душа ни пожелает, но все равно не то, что требуется реставраторам. Поэтому у мастеров множество самодельных инструментов, вплоть до станков по металлу.

Самая большая высота, на которой приходилось работать Григорию, – 45 м. Такие параметры имеет Благовещенский храм в деревне Клин-Бельдин в городском округе Зарайск. Трудиться на высоте птичьего полета ему совсем не страшно. Но он всегда осторожен, ведь дома ждут жена Ирина и двухлетний сын Миша.

– Мы крайне редко используем страховку, но стараемся строить надежные леса, чтобы не рухнули, – объясняет мастер. – А вообще реставрировать купола на высоте гораздо безопаснее, чем, к примеру, ездить на авто по магистрали.

ПО ЦЕРКОВНЫМ КАНОНАМ

Иногда мастерам приходится работать над почти полностью разрушенными постройками. Как определить, какими они были раньше? Григорий обращается в архивы и пытается найти чертежи и старые фотографии, опрашивает старожилов деревень. Но иногда никаких свидетельств первоначального вида церкви найти не удается. Тогда на помощь приходят церковные каноны.

– Все церкви строились по строгим правилам, они похожи друг на друга, – поясняет специалист. – В соответствии с церковными традициями, каждый храм должен быть определенного цвета. К примеру, позолоченные купола обычно на церквях, посвященных Христу и двенадцати самым важным православным праздникам. Зеленые – на церквях, посвященных Святой Троице. Черные купола – на постройках в монастырях.

По словам Губина, в Московской области старинные церкви неплохо сохранились, тогда как в соседних регионах очень многие находятся совершенно в плачевном состоянии. Как ни странно, лучше всего выглядят храмы, которые в советское время использовались как клубы или склады.

– За ними следили, сохраняли кровлю. К примеру, храм в Пронюхлово использовали как склад, и там частично целы четырехскатная крыша, старинная кладка и росписи, – говорит Григорий.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КУПОЛ

Чтобы восстановить купол, сначала необходимо сделать для него деревянный каркас из досок. Затем из металла готовятся детали для облицовки. Чаще всего мастера используют оцинкованное железо, иногда медь, но она значительно дороже. На каждый купол уходит примерно 300 кг металла. После облицовки деревянных деталей железо покрывается краской.

Самое трудное – поднять стройматериалы на большую высоту. Это приходится делать вручную при помощи веревки. При реставрации Рождественского храма в деревне Пронюхлово, когда мастера восстанавливали свод и алтарь, им пришлось поднять на трехметровую высоту три машины кирпичей и две машины песка.

В старину мастера при строительстве не использовали цемент, кирпичи они клали на известь. По старинной технологии восстанавливают церкви и современные реставраторы. Это придает их работе дополнительную сложность.

В планах у Григория собрать большую бригаду, состоящую из разных специалистов, чтобы сразу же делать все возможное по реставрации – внутренние работы, роспись икон, восстановление алтаря.

– Хочу попробовать свои силы и в деле реставрации других исторических зданий, – говорит энтузиаст.

Юлия Коновалова

загрузка...
© 2019 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх